Формат соревнований сводится фактически к трем дисциплинам - ориентирование по карте, легенде или GPS. Чтобы без проблем быть готовым к любому из выше перечисленных формату нужно готовиться. Желательно заранее. Хотя живой опыт, многократное участие позволяет весьма быстро освоиться. В интернете уже есть исчерпывающие статьи, которые ответят на все вопросы, касающиеся ориентирования. Поэтому тут я дам просто прямые наводки на статьи с сайта crazyshturman.ru

Ориентирование по карте

Ориентирование по карте подразделяется на несколько видов:

1. Ориентирование в заданном направлении.

В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности контрольные пункты (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП -- строго определенный (заданный). За непройденый КП или нарушение порядка прохождения КП -- дисквалификация. Путь следования от одного КП к другому КП -- произвольный. Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее количество времени.

2. Ориентирование по выбору.

В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности максимальное количество контрольных пунктов (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП -- произвольный. Путь следования от одного КП к другому КП -- произвольный. Время пребывания на дистанции -- ограничено (контрольное время прохождения). Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто пройдет наибольшее кол-во КП и не превысит контрольное время прохождения. Превышение контрольного времени прохождения штрафуется. При равенстве результатов выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее кол-во времени.

3. Прочие
Существуют еще несколько видов ориентирования по карте, которые мы сейчас рассматривать не будем.

Обучение ориентирование по карте

Несмотря на различие видов соревнований, суть их одна -- нужно максимально быстро попасть из одной точки местности в другую. Поможет в этом карта. Что такое карта? Как ей пользоваться? Какие бывают карты? В чем особенности ориентирования на автомобиле? -- об этом наш разговор.
При подготовке статьи использовались метериалы швецкого учебника по спортивному ориентированию для школьников. Не удивляйтесь, что стиль изложения будет несколько "детским". Удачи!!!

статья по обучению {mospagebreak}

Ориентирование по легенде

В этом виде соревнований необходимо при помощи легенды, выданной на старте, двигаться по дистанции и находить при этом контрольные пункты (КП). Путь следования от одного КП к другому КП должен точно соответствовать тому пути, который описан в легенде. За непройденный КП -- штраф. За нарушение порядка прохождения КП -- дисквалификация. Дистанция заканчивается на финише, путь на который так же описан в легенде.
Выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее количество времени.

статья по обучению

Самоучитель чтения легенды

В статье наглядно приведены примеры как выглядит легенда, какие обозначения она использует и прочие материалы.

статья по обучению

Если вы потерялись в лесу

Коротко и ясно рассказывается о ситуации если вы потерялись в лесу. Даныреккомендации по подготовке автомобиля и экипажа.

статья по обучению

Ориентирование по GPS

Как правило, соревнования по GPS-ориентированию заключаются в следующем. Вам известны координаты какого-то количества контрольных пунктов. Необходимо найти их как можно больше за отведенное время. Или все за минимальное время.

статья по обучению

Ориентирование по карте "в заданном направлении"

1. Получив карту – оценить связность КП, номера пофиг, главное линии, не пропустить дополнительные КП (если они есть и если они вообще именно вам нужны). Просмотреть все листы того что вам выдали, карнет – сразу в самый низ пачки, основную карту – наверх, детализацию по КП – ниже, дополнительные карты (если есть) – еще ниже, обязательно запомнить номера точек которые на них попадают, что бы достать ее в нужный момент.
2. Найти себя, найти направление старта (куда вас направляют на старте), выбрать путь выхода к первому КП, определить первый поворот. При выборе пути учитывать особенности ориентирования вблизи КП! Если есть варианты – выбирать заход с явных или периодических ориентиров (если они указаны), прямой заход через поле, вырубку и т.д. может быть попросту проигрышным!
3. Стартуем.
4. Говорим пилоту приблизительное расстояние и направление выхода на ближайшем перекрестке. По пути к КП выбрать путь выхода, совершенно не факт что это будет сквозной проход, может быть и противоход, и не факт что к следующему КП заход по прямой от предыдущего (см. п.2). При наличии явных перегонов без очевидных ориентиров – сообщать пилоту приблизительное расстояние перегона, дабы он мог разогнаться и не париться на поиски того чего не надо.
5. При подходе к КП заранее выдать информацию пилоту "потом разворот", "будет перекресток, там справа КП, а нам потом на нем налево" и т.д.
6. Вышли на ориентир, вроде бы похоже, но не совсем, КП сразу, где должно быть не нашлось – снова в машину и продолжайте движение по основной дороге! Возможно нужный ориентир чуть дальше, а это просто "замануха" не отмеченная в карте. :)
7. Нашли КП, перевернули пачку – там карнет, сверили номер КП (на местности!) с номером клетки – поставили отметку, подряд номера в карнете или нет – пофиг, главное что вы сейчас на нужном именно вам по порядку КП.
8. Все отлично, мчимся дальше, но не рассламляемся. :))
9. Не забываем про дополнительные КП в стороне от маршрута (если нужны), а то потом еще и возвращаться придется.
10. И так далее, до финиша. При выборе ориентиров для захода на КП отдавать предпочтение максимально простому пути в плане ориентирования, даже если он будет длиннее по расстоянию, не стоит забывать еще и о том, что по хорошей дороге и с очевидным ориентированием ваш пилот выдаст большую скорость, нежели по просекам/вырубкам, а это в итоге тоже плюс.
11. Не стоит гонятся за остальными участниками, выбирайте свой путь и свой алгоритм поиска КП, а если ваши пути начнут совпадать с путями лидеров – значит у вас начинает получаться все правильно!

Markiz (c)

Свободное ориентирование по карте (в частности ночное)

1. Получив карту – охватить взглядом все КП, желательно сосчитать (кол-во как правило известно заранее), дабы не зевнуть чего в стороне от общего скопления точек.
2. Найти себя, сориентироваться по сторонам света. Найти точку финиша!
3. Самое главное!!! В последние секунды перед стартом успеть спланировать последовательность взятия КП, потом будет поздно!
1) По возможности не надо ехать туда, где КП расположены гуще всего, там (и по пути туда) будет давка. Вам конечно будет проще найти первые точки, потому как в толпе они будут попросту моментально рассекречены (хоть один экипаж да найдет, а остальные просто увидят), но во первых вы не получите уверенности в своих силах, если найдете точку не сами, а во вторых не будете иметь собственного четкого плана, инстинктивно увязавшись за толпой.
2) Охватив взглядом карту, нужно выбрать алгоритм "от меньшего – к большему", а не наоборот. В идеале (если старт и финиш в одном месте) – по кругу (собираем все точки разумеется). Если в разных местах – логичную цепочку.
3) Первую точку круга выбираем желательно вообще не из группы, идеально – если она одна и в стороне (к ней мало кто поедет), но чтобы с нее был логичный путь к следующей и т.д.
4. Сообщаем пилоту куда и как поедем в первый момент (если старт одновременный и он должен успеть вырваться вперед в нужном направлении!). Иногда логично и наиболее удобно стартовать из общего ряда назад, т.е. задним ходом. :))
5. Стартуем.
6. Выходим на КП (не забываем про "заманухи" с похожим ориентиром, но не тем который нужен), берем КП и мчимся дальше (не забываем заранее, еще при подходе к КП, сообщить пилоту в какую сторону мчимся дальше).
7. При построении маршрута к следующим КП стараться выбирать (особенно на ночной гонке!) перекрестки типа "Т-шка" или "упор". Грубо говоря, если есть путь "сейчас прямо, потом налево, через какое-то время будет ветка слева – там КП" и "сейчас налево, потом Т-шка направо, потом до Т-шки – там КП", то лучше конечно выбирать второй вариант, даже если он длиннее по расстоянию. На поиски нужной отворотки налево (а их там банально может быть больше одной, указанной на карте) можно потратить значительно больше времени, чем на более длинный путь.
8. При удачно выстроенном алгоритме выхода на КП и очередности их взятия, вы быстро окажетесь далеко впереди. 

Markiz (c)