Все лучшие поездки - это спонтанные поездки.
Понятно, что длительные путешествия волей-неволей будешь планировать заранее. Однако для коротких мини-выездов это правило не работает.
Чтобы краткая и стремительная поездка удалась, надо спонтанно спросить где-нибудь в среду: "Ребята, а кто хочет поехать в Брянск в эту субботу?". Наверняка найдутся отчаянные, которые скажут: "Мы хотим".
Все договорятся о времени выезда, о сроках пребывания в другом городе, прикинут количество едущих машин и людей, рассмотрят пару вариантов ночевки. А потом только спросят: "А, собственно, что делать в Брянске?".
Я отвечу: "Понятия не имею. Но городу 1000 лет. Наверняка там что-нибудь есть. И вообще - вы были в Брянске? Я нет".
"Мы тоже нет", - раздастся в ответ. - "Тогда действительно, почему бы и не съездить".
И мы поедем в Брянск.



Собственно, на прошлых выходных мы сгоняли в славный город Брянск. От Москвы до него ехать совсем немного - всего лишь каких-то 300-400 километров. После поездок за пару тысяч километров от дома, расстояние 400км воспринимается, как соседний двор. Нас собралось пятеро - я и Саша. Саши было четверо: Саша М., Саша О., Саша Тэ и Саша Чэ. Чтобы было веселее, мы поехали на одной маленькой машинке - Шкоде Фабии Саши Чэ. Она юркая, экономичная, тихая и быстрая. А то, что маленькая, мне было все равно, потому что я ехала впереди, а еще трое Саш страдали от недостатка места сзади, в отмщение тыкая меня поочередно коленками в спину, за что я в качестве средства самообороны начинала кричать "уиии" и петь. Саша М. всегда грустил и был Марвином из "Автостопом по галактике", Саша О. пытался склониться к марвинизму, Саша Тэ был, как всегда, неутомим, бесстрашен, невозмутим и всему радовался, а Саша Чэ привык давно и надолго к тому, что его друзья - долбанутые. И он сам такой же.

Итак...

Суббота, 24 января 2015.
Выехать в Брянск мы решили ближе к вечеру, во второй половине дня, потому что днем половина Саш прыгала с моста. Ну, знаете, есть такое развлечение - находишь мост и прыгаешь с него. Я-то совсем не экстремальная особа, люблю камин, тапочки и горячий чай, иногда еще горы, машины и долбанутость, но прыгать с моста мне как-то не айс. А вот Саши прыгали. Я и сама приехала к обозначенному мосту, чтобы около 5 часов вечера мы дружно разместились в Шкоде и рванули в сторону Брянска.
Как я говорила, расстояние до Брянска от Московской области совсем небольшое, однако в тот вечер зима чуть-чуть развлекалась, швырялась снегом, устраивала на дороге кашу, гололед и другие снежно-ледовые приключения. Мы ехали не слишком быстро, любовались дорогой, обочинами, заправками и зимним лесом вокруг. Ни дороги, ни обочин, ни зимнего леса почти не было видно, потому что стемнело. Заправки светились огнями и разноцветными надписями на колонках, предлагали топливо, туалет и хот-доги, внося элемент разнообразия в пейзаж российских просторов. Мы неспешно летели по Киевскому шоссе и около 11 вечера приехали в Брянск.
В качестве жилья мы сняли на ночь квартиру по адресу ул.Красноармейская 39, двухкомнатную за 2500 рублей. Квартира оказалась очень большой, довольно новой, свежей, даже чистой, в ней были огромная кухня, огромная лоджия, большие комнаты, но, к сожалению, в ней практически отсутствовали самые обычные чашки, а тамошние ножи с трудом одолевали колбасу.

Фото кухни. Правда, утреннее, но сути это не меняет.


Мы сгоняли в круглосуточный гипермаркет "Линия", где закупились продуктами. В квартире схавали нехитрый полуночный ужин, а Саша Тэ ушел раскладывать собственный мозг лицезрением телевизора. Чуть позже он склонил к этому разлагающему занятию всех остальных Саш. Когда я попыталась спасти их души от этого ужасного занятия, меня закидали подушками (и это взрослые люди, которым далеко за 20 лет; и это я молчу про то, что они смотрели канал "Дисней"). Кстати, люстра выжила, да. В итоге, спасти Саш я не смогла, бросила их на растерзание телевизору, а сама пошла лицезреть собственные сновидения, которые обычно круче телевизора.

Воскресенье, 25 января 2015.
Мы решили, что мы не тряпки, а посему заставили себя встать в 8 часов утра, чтобы в 9 часов утра выйти из дома, прогреть машину и доехать 150 метров до краеведческого музея.
В принципе, еще выходя из дома, мы обратили внимание на интересную скользкую субстанцию под ногами, но не придали этому особого значения. Нет, даже не так. В принципе, мы еще накануне вечером обратили внимание на лед под ногами, когда один из Саш поскользнулся и упал на ступеньках подъезда, но все равно не придали этому особого значения. Ну, мол, подумаешь, двор скользкий. Бывает.
Когда мы вышли из машины, чтобы дойти до музея, мы поняли, что этот день в славном городе Брянске определенно готовит нам невероятные приключения.
Тротуар был покрыт льдом. Забегу вперед и скажу, что в Брянске все, все, ВСЕ, черт возьми, тротуары были покрыты льдом. Автомобильные дороги оказались вменяемыми, мало того, что без провалов в асфальте, ям и расколов земной коры, так еще и не особо скользкими. А вот тротуары, пешеходные маршруты, дворы, парки, пространство вокруг достопримечательностей - все было в слое льда. Нет, ничем никто не посыпал. Только один-единственный раз за весь день я увидела "Газель", которая остановилась возле пешеходного перехода, из "Газели" вышли суровые мужики, посыпали реагентом небольшой пятачок метр на метр возле этого перехода... сели в Газель и уехали. Оставив остальные десятки метров тротуара такими же ледяными.

Фото для понимания масштабов ледовой трагедии. Дорога от машины до краеведческого музея. В принципе, так она выглядела и во всем остальном Брянске.


В тот день мы прошли дай бог несколько метров. Все остальные километры мы скользили или ехали на машине.
Рассказывая друг другу о невероятных эмоциях, одолевающих нас, мы доскользили до здания музея.


Проскользили вверх по ступенькам. Заскользили внутрь помещения. Оказалось, что музей работает с 10 часов, а на дворе было 9. Пришлось скользить в машину обратно, поскольку идея протяженного пешеходного маршрута по Брянску с треском провалилась.
Мы поехали на улицу Покровская Гора. "Гора?" - в ужасе спросил Саша М. - "Она пешеходная? Мы пойдем на нее пешком? Но как, кааак мы это сделаем? Боже, нам нужны кошки! Ледорубы! Ледобуры! Где, где все это?! Почему мы не взяли с собой коньки?!".
"Успокойся", - ответил ему рациональный Саша Чэ. - "На гору заедем на машине, а там посмотрим по ситуации".
Ситуация оказалась парковкой на небольшом уклоне, несколькими метрами чистого сухого асфальта, под которым проходила теплотрасса, а затем ледяной дорожкой, по которой скользили и мы, и проходящие мимо случайные люди. Нам показалось, что местные жители скользили как-то более устойчиво и уверенно, как будто им это не впервой и привычно.
Мы доскользили до Кафедрального собора и попырились на него. Вообще, сначала я думала, что это Покровский собор. Но теперь я погуглила и выяснила, что это Кафедральный. Впрочем, честно говоря, мне без разницы.
На территории собора обнаружились всякие симпатичные строения на фоне симпатичных пейзажей.


Обнаружилась часовня.


И - внезапно! - детская горка. Просторы моей страны не перестают меня удивлять. Я, конечно, многое видела... но детскую горку на территории храма - впервые. Люблю внезапные сочетания))


Поставив галочку о посещении данной достопримечательности, мы отправились обратно к машине. Катясь по ледяной дорожке Покровской горы, мы наблюдали и всяческие другие красивые пейзажики и зданьица. Различных церквушек там было довольно много.
Это зимние брянские деревья на фоне брянской церквушки.


Было так же много старых зданий.



Кстати, касательно старых зданий. Брянску 1000 лет. Город древний. И в нем действительно обнаружилась куча старых зданий, целые улицы старых зданий, в которых расположились магазины, рестораны, банки, мойки и ритуальные услуги (такого количества фирм, предлагающих ритуальные услуги, я, кажется, еще ни в одном городе не встречала). Но почему-то все эти здания воспринимались как-то обычно после атмосферного Ирбита. Ирбит был насквозь пропитан каким-то ощущением древности и старины. Брянск же запомнился мне как город с большим количеством каких-то старых ветхих разноцветных зданий сомнительного состояния... и не более. Не появлялось в нем чувства тысячелетней истории. Возможно, дело в том, что, во-первых, зданиям 10 века в принципе сложно сохраниться (хотя стоял же в Багратионовске замок 14го века!), а, во-вторых, многое было разрушено в период войны.
Зато как город воинской славы Брянск себя оправдывает сполна.
Но вернусь к основному повествованию.
Итак. Мы прискользили к машине. Кстати, слева на фотографии вы можете наблюдать Горне-Никольскую церковь, которая, по заверению интернетика, "была построена в 1751 году брянскими купцами Кольцовыми вместо прежнего деревянного храма, который существовал здесь с 1310 года" (с). Правда, в дальнейшем церковь перестраивалась - в первой половине 19 века построили другую колокольню взамен существовавшей, а в 1970-х годах церковь находилась на реставрации. Кстати, какой-то период времени она была приспособлена под брянский областной планетарий =)


На машине доехали до мемориала в честь 1000-летия города Брянска, где, кстати, расположился Покровский собор. Ну, вернее, тогда я на него даже особо внимания не обратила, а теперь, погуглив, поняла, что это он и был. Чем он так знаменит? Наверное, тем, что это самый древний храм, который сохранился в Брянске. Век, эдак, семнадцатый. Реставрировался так же в 1970-х годах.


Чуть не навернувшись в очередной раз при выходе из машины, мы выскользили наружу и стали оценивать масштабы ледовой катастрофы в окрестностях мемориала. Кстати, стандартный диалог при выходе из машины был примерно таким:
- Осторожно, скользко.
- И тут тоже? Почему я не удивлен? - и, естественно, все это произносилось голосом Марвина.
Недалеко от нас расположился местный житель-автовладелец, меланхолично отогревающий феном замок на "японке". Видите на предыдущем фото справа довольно крутую дорожку, уходящую вниз? Саша Чэ поинтересовался у спокойного и флегматичного местного жителя, что он скажет по поводу идеи спуститься по этой дорожке на машине в такую погоду, и проворачивал ли он сам такой трюк.
- Ах, - меланхолично ответил автовладелец. - В этом мире возможно все, но я бы не стал. Я там видел перевернутый трактор.
Рядом с собором обнаружились пушки Брянского Арсенала. Брянский арсенал - это старое (основано, эдак, в 18 веке) и очень крутое машиностроительное предприятие в Брянске. Даже название у него такое, внушающее. Пушки, которые когда-то давно выпускал Брянский Арсенал, были не менее круты и участвовали во всех крупных сражениях. Вообще, история у предприятия внушительная, оно прошло долгий путь от выпуска военных орудий до выпуска дорожно-строительной и специальной техники (которой и занимается сегодня).
Мы прискользили к двум образцам пушек Брянского Арсенала, выпущенных по случаю 200-летия предприятия (если я правильно помню надпись на одной из пушек).



Кстати, постамент тоже был ледяным и скользил. Пушки были покрыты слоем наледи. Если ты начинал падать, цепляться за пушку было бесполезно, - руки все равно соскальзывали.
От пушек до мемориала раскинулся каток, который летом, видимо, является уютным зеленым сквером с лавочками по краям и елками с клумбами посередине. В морозный день 25го января 2015 года елки стояли одетыми в платья изо льда, лавочки тоже, цветы окочурились и заледенели, трава тоже. Людей вокруг не было никого. Вообще никого. Саша Тэ нашел замерзший бутон розы, который по увесистости напоминал кирпич, и чуть не убил им Сашу М. Мне почему-то вспомнился замерзший в холодильнике рулет в Перми.
Привыкая к новому варианту вечного поиска равновесия, мы добрались до мемориала к 1000-летию города Брянска.


Рядом обнаружился памятник воину Пересвету и певцу Баяну (весь этот скульптурный комплекс был открыт в 1985 году в историческом месте Брянска - на Покровской Горе, т.к. именно Покровская Гора была цитаделью древнего города).
Оба героя повернулись к нам, эммм, спинами, а лицами - к панораме города, что нас поначалу расстроило, ибо вниз вели очень скользкие ступеньки.


Но побывать в Брянске и увидеть скульптурную композицию "Пересвет и Баян" лишь со стороны пятых точек, как минимум, некузяво. Каждый из нас придумал собственный особенный стилевой способ спуска по ступенькам, которые, конечно, летом никому не доставили бы особых сложностей. Для спуска использовались различные части тела и технические решения. Нет, по траве было спускаться так же нереально. Трава покрылась льдом и скользила не хуже асфальта.
Тем не менее, аккуратно вниз мы спустились. Саша М. и Саша Тэ вообще применили нанотехнологичный способ спуска по ступенькам с кодовым названием "пингвинчик".
Снизу можно было полюбоваться скульптурной композицией во всем ее великолепии... (ох уж эта традиция повязывания ленточек! Баяна сделали пионером; кстати, странно, что с ленточками не добрались вот до той женщины на вершине мемориала, я бы такому даже не удивилась).


...а так же увидеть панораму города. Честно говоря, после Мурманска не впечатляет.



Затем мы провели экстремальную и крайне опасную операцию по подъему вверх по ступенькам. Здесь способ "пингвин" не канал, приходилось придумывать новые извращения, порою надеясь на "авось".



Лед коварен. Следующее приключение ждало нас непосредственно в машине. Переднеприводная "Фабия" с трудом выехала с легкого уклона, целиком покрытого льдом. В дальнейшем машина регулярно пыталась застрять на какой-нибудь очередной парковке, начиная шлифовать колесами чистое ледяное покрытие. А возле Кургана Бессмертия (о котором будет ниже, это было торжество долбанутости наших мозгов) Саша Чэ вроде и на тормоз жал очень заранее, но это все равно не помогло, - Шкода-таки прилетела в скольжении колесами в бордюр. Впрочем, технически она себе ничего не повредила. Только обвес с морды отвалился. Ну, такой обвес, свойственный только зиме и представляющий собой ледяные наросты кашеобразной снежной массы с дороги.
После шлифования на парковке Шкода с большой радостью выехала на обычную брянскую дорогу. Нас вновь поразил замечательный и непривычный контраст: относительно сухие автомобильные дороги и такой ледовый ужас на тротуарах.
Мы решили немного отдохнуть от ледовых приключений и все-таки направились в краеведческий музей. При выходе из машины Саша М. все-таки забыл, что вокруг лед, и чуть-чуть упал. Мы доскользили до музея. В музее нас ждал сухой и чистый ровный пол, что было крайне непривычно, ведь мы успели привыкнуть к постоянному балансированию.
Музей оказался спокойным и обычным, не принес каких-то неожиданных приключений. Там было очень много всего на самые разные темы, связанные с Брянском и Брянской областью.
Например, там был вот такой замечательный макет.


Небольшая карта некоторых достопримечательностей и мест обитания всяческой фауны.


Чучело могильника. Вообще, это вид орла, которому дали довольно дурацкое название непонятно с каких мотивов.


Там же обнаружилась кошка. Это не экспонат, это местная музейная кошка. Все же помнят, что фото котика - это +10 к карме отчета и +30 к позитивной оценке отчета?


В музее обнаружился скелет мамонта. Видимо, когда-то давно конкретно этот мамонт жил на территории нынешней Брянской области. На фото Саша жалуется мамонту на ужас и страх ледовой брянской жизни в надежде, что мамонт сумеет его услышать и понять.


Макет древнего Брянска. По нему мы определяли, где мы сегодня успели побывать.


Прядильный станок. Саша М. восхищался (или ужасался?) конструкции и ее гениальности в том смысле, что для прядильного станка не надо делать никакой технической документации, измерять какие-то погрешности, а так это, зафигачил элемент на "авось", а оно вполне успешно работает.


Фото "старина и современность". Под стеклом - старый военный билет. На стекле - современный военник одного из Саш. Эволюция.


Все написано. Памятная плита Бежицкого завода автосцепок. Ей можно бить по голове.


Мы еще немного побродили по музею, посмотрев другие интересные штуки (например, карту загрязнения Брянской области цезием после аварии в Чернобыле в состоянии на тысяча девятьсот какой-то там год - ничего сильно радостного не увидели), затем вернулись к машине, с трудом выехали с парковки и отправились скользить в парк-музей им. А.К.Толстого.
Вокруг парка мы катались по тротуару в поиске входа.
На данном фото обратите внимание на рисунок девочки слева на стене. По-моему, она тоже восхищена покрытием тротуаров.


Саши спрашивали, на хрена это надо и зачем нам вообще сдался этот парк, в котором все равно гулять не получится, только если кататься. Я же говорила, что трудности закаляют характер и надо всегда стремиться навстречу приключениям.
- И вообще. Кто доедет до входа в парк живым, получит почетное звание "Несгибаемый гвоздь"!
- Боюсь, это звание не поможет нам быть более устойчивыми.
- Черт возьми! Но мы же стрелки! Устойчивость у нас в крови!
На удивление, вход в парк мы нашли, заскользили внутрь, быстренько проехались ногами по льду тамошних дорожек, никого ничего не впечатлило. В целом, парк знаменит своими деревянными фигурами. Но устойчивость в тот момент интересовала нас больше.
Тем не менее, фото для галочки "мы посетили знаменитый брянский парк".


Рядом с парком обнаружился бульвар Гагарина. Это пешеходная часть улицы. На ней - внезапно! - был реагент.


Рядом с бульваром обнаружилась палатка "Союзпечати". На входной двери в нее висело объявление о новомодной технологии - о специальных накладках на обувь с шипами для преодоления ледового брянского бездорожья. Мол, очень крутая штука, покупайте в киосках "Союзпечати". Покупая магнитики, поинтересовались, а можно ли посмотреть на это нанорешение. Оказалось, что эти штуки уже раскупили =)
Ну а дальше мы сели в машину и доехали до Кургана Бессмертия. И вот это было что-то фантастическое и эпичное. Я ворона. Но и друзья у меня долбанутые.
Вот так выглядит Курган.


Мемориальная плита Кургана.


Проблема мышления типа "4х4" заключается в том, что если человек с таким типом мышления видит перед собой дорогу/плохую дорогу/направление/очень плохое направление/направление-но-оно-же-летом-дорога, то у него включается режим "дойти до конечной цели и упереться бампером". Важно человека вовремя остановить. Как правило, это не получается.
Лестница на вершину Кургана была. Летом. Зимой она тоже была. Подо льдом. И выглядела вот так.


Когда мы подходили к Кургану, с его вершины катился вниз какой-то взрослый молодой человек. Ужас на его лице читался даже на расстоянии в несколько десятков метров. Когда мы встретили его у подножия, мы спросили:
- Ну как?
- Офигенно! - ответил молодой человек со смешанной интонацией страха, безумия и восторга. - Рекомендую!
Так что это именно он подначил нас на подвиг.
В принципе, мы хотели отказаться от попытки залезть наверх по ступенькам. У Саши М. сходу это не получилось. Саша Тэ попытался подняться по траве и не смог. Я, все более уныло произнося фразу "Ну трудности же... приключения же... мы должны быть открыты новым трудностям и приключениям", почти хотела отказаться от затеи подъема наверх. Решила попробовать пройти первые 2-3 ступеньки. Естественно, у меня это получилось с большим трудом и дальше я зависла, пытаясь соскользнуть обратно вниз.
- Хорошо. Тогда я подключаю полный привод, - сказала я, опустилась на четвереньки и уверенно поползла вверх.
Кто бы сомневался, что за мной последовали и все остальные Саши. Они ж ненормальные.
Режим "полный привод" выглядел вот так.


Как-то иначе карабкаться наверх было бесполезно. Вы спросите, а зачем туда вообще надо было лезть? Тогда я вспомню замечательную книгу "С холодильником по Ирландии" и краткий диалог оттуда:
- Почему в суровых условиях альпийской зимы вы пытаетесь покорить крутой и опасный северо-восточный склон ужасного Маттерхорна?
- Потому что он есть.
И не важно, что еще есть "тапочки и пульт к телевизору". До Маттерхорна нам далеко, а вот брянский Курган - он рядом.
Ледяные ступеньки шли вверх, затем делали поворот на 90 градусов, шли дальше вверх, затем вновь поворачивали на 90 градусов и лишь затем выходили на верхнюю площадку. Мы попробовали карабкаться по траве - как я говорила, занятие оказалось несколько бесполезным, ибо трава замерзла и скользила не хуже ступенек. При этом на ступеньках присутствовал хотя бы небольшой бортик. А в случае потери равновесия на траве можно было практически сразу укатиться вниз по склону.


Идиотов типа нас в Брянске было не очень много. Практически все предпочитали любоваться Курганом снизу. Скучные люди. Полное отсутствие мотивации к приключениям.
На верх, как ни странно, мы забрались.



На верхней площадке был обнаружен незнакомый нам молодой человек в единственном числе. Он был рад своему подвигу, как и мы были рады своему, однако его лицо к тому моменту успела озарить жуткая мысль о спуске вниз. Когда мы победно заползали на четвереньках на верхнюю площадку, паренек обдумывал мрачную мысль, на фига он сюда залез и как теперь спускаться. Мы поздоровались и вместе поржали. Паренек пожелал удачи нам, удачи сам себе и аккуратно поскользил вниз.
- Вы принесете цветы мне в больницу? - ускальзывая от нас по ступенькам, спросил он.
- Не переживай! Мы и сами будем в соседнем отделении! - заверили мы его.
Вниз паренек спустился без проблем и, вероятно, с некоторой долей страха.
Мы же порадовались красивому виду с Кургана, порадовались тому, что мы здесь и что трудности нас не пугают.




Хотя, вероятно, радовалась только я, а Саши хотели меня прибить за идиотскую придумку.


Площадка наверху была не менее скользкой, чем весь остальной Брянск.


Вскоре мы тоже стали задумываться о том, что теперь надо как-то спуститься вниз.
- Может, вызовем МЧС?
- Ага, ну да. Здравствуйте, мы забрались на Курган Бессмертия и теперь не можем слезть обратно. Так, что ли?
- Ну да. А потом они приедут, посмотрят на нас, посмотрят на лестницу и скажут, что никуда не полезут, ибо стремно.
- Пожалуй, да. Тогда их вызывать бессмысленно.
Поэтому спускаться нам пришлось своими силами. Но безопасное решение мы сумели придумать.



Как ни странно, все выжили, никто никуда не улетел, никто ничего себе не повредил и вниз мы спустились вполне себе целыми и невредимыми. Саша Тэ даже погрустил по теме того, что у него с собой не было санок, ледянки или чего-нибудь подобного.
- Но всем же все равно понравилось, правда? - радостно спросила я, вглядываясь в мрачные лица Саш.
- Пока что нет, - ответил Саша О. - Но, думаю, если ты спросишь об этом часа через два, все однозначно ответят, что да, понравилось.
После восхождения на Курган Бессмертия остальной ледовый Брянск казался нам не более чем детским скользким аттракционом.
Время клонилось к вечеру, по плану нам оставалась лишь Партизанская Поляна - крупный мемориальный комплекс чуть-чуть за пределами города. Так что мы поехали на выезд из славного Брянска.
По пути остановились возле памятника катастрофы в Чернобыле.
Смело заявляю, что на данный момент это один из лучших памятников, который я где-либо встречала.
Просто ничего лишнего. Земля. Трещина на ее лике. Надпись "Чернобыль". Все понятно без дополнительных деталей. И от этого становится еще страшнее.


На выезде из города сфотографировались рядом со стеллой "Брянск".


Чуть дальше остановились возле памятника воинам-водителям. Как и в Мурманской области возле Долины Славы, здесь проезжающие мимо так же протяжно гудели и бибикали, чтобы почтить память.



Следуя указателям "Партизанская Поляна", мы приехали в этот мемориальный комплекс. В первую очередь, направились в музей, посвященный соответствующей тематике.
В музее оказалось два небольших зала и диорама одной из знаменитых партизанских операций в Брянской области по подрыву стратегически важного для немцев моста. В залах мы увидели много разных вещей, начиная от различных предметов тех лет...


...гильз...


...снаряда "Града"...


...причудливо погнутых стволов от противотанковых ружей...


...и заканчивая картой борьбы брянских партизан.


Там же в музее обнаружилась любопытная конструкция-пирамида, собранная из различных вещей тех времен, найденных на просторах Брянской области.


Смотрительницы музея поблагодарили нас за посещение, сказали "спасибо" за то, что мы не забываем историю и приезжаем в такие места памяти. Тут-то я и поняла, что мне это все так сильно напомнило. Полуостров Средний, Муста-Тунтури, маленький музей в долине, покрывшиеся ржой гильзы, гранаты, каски и пряжки от ремней. Но только там это чувствовалось сильнее, ярче, страшнее.
Покинув музей, мы отправились на просмотр остальной территории комплекса. Кстати, льда здесь не было. Все скользкие приключения остались в Брянске.
Рядом с музеем обнаружилось несколько землянок.


В одну из них можно было зайти. Внутри землянка оказалась довольно уютной. Возможно, атмосферу уюта создавал теплый и вкусно пахнущий лапник. В землянке Саша О. понял, как полезно порою иметь небольшой рост, и сильно завидовал нам, своим более низкорослым товарищам.


Ну а после осмотра землянки мы наконец добрались до музея техники под открытым небом, где у нас традиционно началось слюноотделение в позитивном смысле этого слова. Техники было невероятно много, мы впали в состояние восторга и с радостью ходили от одного экземпляра к другому.





Хочу так же отметить важный и очень приятный момент: вся техника на Партизанской Поляне содержится в очень хорошем состоянии. Все покрашено, все фары на месте, колеса накачаны. Технику не запускают и заботятся о ней. А то Парк Победы в Краснодаре до сих пор снится мне в кошмарных снах, ведь там музей техники больше напоминает кладбище, а не музей.
Итак, мы попали в мир красоты.
Например, в нем присутствовал зенитный корабельный спаренный автомат 2М-3М...


...автоматическая зенитная пушка 57-мм...


...самолет АН-2...


...вертолет Ми-24В...


...и другие не менее замечательные вещи.


Воочию увидела "клумбу с цветами" из популярного в интернетике опуса о названиях различной военной техники в России. Вот это, например, Тюльпан. Правда, не красный, а зеленый. И растет не на клумбе, а занимается самоходством и пальбой из миномета))


А это - Акация. Тоже не совсем цветочек, а 152-мм самоходная гаубица, весящая около 27 тонн и могущая пальнуть километров, эдак, на семнадцать.


Другой цветочек - Гвоздика - пуляет поближе, на 15 километров, весит чуть меньше, но и калибр имеет всего-то 122 мм. Тоже самоходная гаубица.


А это - знаменитый "Град". Его мы рассматривали с особым пристрастием.


К вопросу о содержании и заботе о технике. Тот же "Град" стоял вот на таких специальных подпорках. Как я понимаю, это делается специально для того, чтобы не приходили в негодность шины. Поправьте меня, если я ошибаюсь.


А вот это - трактор "Сталинец" производства Челябинского тракторного завода. Кажется, он отражает в себе всю суть сурового Челябинска. При одном его виде враги должны пугаться и обращаться в бегство. А огромная надпись "дизель" на его лике сделана, видимо, специально, чтобы никто точно не перепутал, что же нужно лить в его бак. Но, вообще, он тоже няша ^_^


В заключение осмотра мы подошли к вечному огню, где висели списки погибших. Как всегда, длинные, долгие списки, имя за именем.
И вновь нам вспомнилось наше путешествие на Кольский полуостров прошедшим летом. Дорога из Мурманска на полуостров Средний. Долина Славы - огромный мемориальный комплекс прямо возле трассы. Цветы и плиты.




На улице смеркалось, и мы поспешили к машине, ведь нам предстояло сегодня еще добраться до Москвы. Свой план по осмотру Брянска и Партизанской Поляны мы выполнили на все 100%.
До Москвы ехали по темноте, Шкода спокойно, уютно и тихо держала скорость под 100кмч, три Саши сзади толкались друг с другом в поиске свободного пространства, я пела песни, Саша Чэ не офигевал от происходящего, а воспринимал это, как естественный фон вокруг. Ближе к Обнинску мы с Сашей Тэ поняли, что не очень успеваем на электрички в свои подмосковные деревни и попытались совратить Сашу Чэ на дружный совместный поход с ночевкой в какое-нибудь московское тайм-кафе, но Саша Чэ почему-то отказался от этой прекрасной затеи. Мы написали вопль "SOS" в общий ССКМаёвский чЯтик, и нам на помощь пришла Леся, к которой Саша Чэ нас в итоге и отвез.
Спонтанная и краткая поездка в Брянск на выходные была завершена.

Что-то сказать в заключение мне довольно сложно :) Мы классно провели время и посмотрели еще один город, в котором я, например, до этого ни разу не бывала. Мне кажется, что новогодняя поездка на Урал вштырила меня именно по части осмотра различных городов нашей огромной родины. И именно поэтому в эти выходные маршрут был выбран не в лес, а именно в город, расположившийся не так далеко от столицы.
Кажется, есть смысл повторить :)

оригинал статьи http://svchost.diary.ru/p202328697.htm?oam#more1

Вувазик (с)

Обсуждение на форуме: http://www.off-travel.ru/forum/smf/index.php?topic=3014.0