В 2006 году мы съездили на Ладогу. Это был автомобильный пробег на буханке (УАЗ).

Маршрут: Москва-Питер-Выборг-Хийтола-Куркиеки-Лахденпохья-Хийтола-Приозерск-Москва

За 6 дней буханка проехала 2200 км. Из них около 700 км по жесткому грейдеру. НИЧЕГО абсолютно не сломалось. На бензин ушло около 6000 рублей. Средний расход - 15 литров на 100 км.

По пути мы увидели удивительные красоты и памятники того края. 

Выборг 

 

 

 

День 0. Выезд

Тронулись с Пионерской в половине одинадцатого ночи. Макс вел машину до полчетвертого, в результате заночевали за Вышним Волочком. Ничего примечательного, трасса недоделанная местами, местами уже хорошая.



День 1.

Проснулись ближе к полудню, разбуженные детьми, которые бегали с сотовыми на вытянутой руке. Скоре всего, проходили какие-то соревнования, но чем черт не шутит – может, именно так тренируют олимпийский резерв нашей Родины. Поглазели друг на друга и покатили дальше, основная цель пока - Выборг. Отобедали в кафешке у дороги у Подберезино – не понравилось, не советуем. Далее докатили до Тосно, проехали через него, игнорируя объездную дорогу, чем сократили путь. И в итоге съехали на объездную трассу вокруг Питера. Доехали до мурманской трассы а-18 и решили спрямить до шоссе на Выборг. Спрямили до Всеволжска, но оказалось, что та дорога, которая выводила бы нас кратчайшим путем к выбогскому шоссе (дорога до Токсово), была закрытой. Пришлось ехать через новое кольцо совсем рядом с Питером, которое не было достроено. Хочется отметить что, проезжая какой-то ж/д переезд, автолюбители выстроились в очередь, не занимая поворотный ряд. Никто не рвется по встречке. В московской области такого не встретишь!

Из-за неразберихи с достроенными, недостроенными, частично достроенными и вообще только планируемыми дорогами, заехали в Питер, где, чуть поплутав, вырвались на свежеположенный асфальт питерского автомобильного кольца. С комфортом по пустой трассе досвистели до поворота на Выборгское шоссе, где попали в пробку – пятница, и, скорее всего, дачники тоже ломятся на свои приусадебные хозяйства.. Хотя по московским меркам – это не пробка, а затрудненное движение. Опять поразила та вежливость водителей, которые, перестраиваясь, благодарят аварийкой за маневр. Никто по обочине не создает 3 дополнительных ряда. Все спокойно и вежливо. Те же хамы, кто все-таки пытается как-то влезть в общий поток с третьего ряда, имеют большие трудности, и, под гневные взгляды нормальных водителей, стыдливо протискиваются в поток. Здесь мы потеряли 20 минут. После поста ДПС – пробка рассосалась. Тапка в пол и ровная трасса, окруженная соснами и отвалами валунов, манит нас в вперед.

Заночевали на озере на повороте на Цвелодубово, что в 50 км от Выборга. Завтра нас ждет фактически граница с Финляндией. Знаков с указанием километража до Хельсинки все больше.

Наталья на озере Несмотря на мусор - озеро весьма читое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горящие торфяники Утром мы застали противный дым от горящих торфянников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

{mospagebreak} 

День 2.

Выборг. О! Забегая вперед, скажу, что этот город оставил фантастическое ощущение. Фактически Европа. На подъезде к городу мы знали только о существовании знаменитой крепости в центре города. На самом деле было гораздо интереснее. Макс там был когда-то, но воспоминания ограничивались только пиццерией в центре. Дорог города он не помнил. Итак, мы въехали. Чтоб не заплутать, двигались только по указателям главной дороги, которые вывели нас прямиком в центр, к рынку, откуда уже была видна и крепость.

Выборг, крепость Крепость в Выборге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выборг, крепость 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Погода солнечная, настроение отличное! Запарковав буханку прямо рядом с замком, двинулись осматривать древние стены. Вход стоит 5 рублей – и броди, сколько хочешь и где хочешь. Войдя внутрь, мы попали в средневековье, в этот неповторимый духан конской мочи, толстенных стен, мощных дверей и маленьких оконцев. Конечно, возможно, этот дух поддерживают толпы туристов, не добравшись до биотуалетов, стоящих на другом конце острова с крепостью, да и при ближайшем рассмотрении некоторые элементы дверей оказывались не кованными, а пластиковыми, но в целом – сплошное средневековье! Увы, на территории, все-таки уже приютилась палатка с мороженым (тоже древняя, надо думать), а так же баннер с рекламой на стенах.



Мороженое в крепости"Древняя" палатка с мороженным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутреннее же пространство крепости также напомнила какую-то сцену из какого-то фильма (предположили, что финальную сцену из фильма «Бой с тенью»). Увлеченные величием данного сооружения, как законченные туристы, поднялись на башню, где обозрели город с высоты 30 метров. Красота! 

Вид с башни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид с башни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отобедав в знакомой Максу пиццерии, пошли шататься по старой части города. Людей на улицах практически нет, даже те, которые попадались, были туристами. Тишина, солнце и раскаленная брусчатка – так это привлекательно! Могли бы бродить много, но, как всегда, временем мы ограничены. А смотреть в Выборге есть еще на что. Хочется отметить, что мы попали в тот день, когда исполнялось очередное немыслимое количество лет этому городу. Может, этим и объяснялось многолюдность в центре, подготовка сцены и открытая ярмарка. Но увы, до вечера ждать мы не могли, а так хотелось!{mospagebreak} 

Улицы ВыборгаБезлюдные улочки Выборга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улицы Выборга Как видите, мы практически одни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продавец сувениров на выходе из крепости поведал, что есть еще однадостопримечательность – парк Монрепо, находящаяся чуть в стороне от центра города. Упустить такой шанс не могли и помчались туда. 


Железная дорогаПеред парком шоссе превращается в мост через железную дорогу, вырубленную сквозь гигантский валун.

Мы не пожалели, что приехали к поместью. На остановке перед входом в парк-поместье были остановлены измученной бабушкой, которая вопрошала – мол, когда наша маршрутка поедет в город. Разочаровав ее тем, что мы не являемся маршруткой, пошли в сторону железной дороги, откуда отсняли замечательные виды скалистых откосов. Уух! Дух захватывало и ощущения переполняли!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

{mospagebreak} 

 

Монрепо

Сам парк Монрепо позабавил табличкой, чего там делать запрещено. Особенно порадовали два запрещения.
Первое - диким туристам вход запрещен и второе, этот непонятный знак в левом нижнем углу...Особенно если его смотреть под углом...;))) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В принципе, парк как парк, даже жалко было проплаченного входа в 30 рублей – все равно никто не контролировал. Хочешь плати, хочешь нет – расчет только на сознательность граждан. Это место облюбовали молодожены (как у нас, к примеру, Поклонная гора), свадебных процессий заметили не меньше трех. Единственное место, закрытое для посещения – некрополь. Это малюсенький островок с башенками усыпальницы, отгороженный от остальной части поместья проливчиком. Но как со вкусом была сделана эта усыпальница! С основного берега в воду уходит лестница. На берегу острова-некрополя видны ворота.

Ворота в Некрополь Т.е. своего рода символ реки Стикс, через которую должны пройти умершие, чтоб попасть в загробный мир. Вы только представьте: после смерти человека отпевают в «нашем» мире, а затем погружают в лодку и он уже в «том» мире, на другом берегу. Очень символично. Достаточно долго ходили по парку, но он по большому счету скучен.

Поэтому жара и ослепительное солнце заставило нас покинуть этот прекрасный уголок. Прощай, Выборг! Прощайте, древние улочки! Наш путь лежит далее на север – в Карелию, в сторону Лахденпохъи.
Проехали Дымово, после которого свернули с грейдера, на проселочную дорогу, и хорошо, что дождей не было, а то эта дорожка была бы с трудом проезжаема. Хочется отметить, в принципе любые дороги, обозначенные как проселочные, не проезжаемы на обычном авто, только на внедорожнике. Однако вернемся к нашему пути.

То слева, то справа виднеются старые финские строения, представляющие из себя каменные и бетонные стены с маленькими окошками. Все они ушли в землю, и выглядят завораживающее. Посреди мхов, валунов, сосен неожиданно приютилось строение...

 

 

строение 

 



 

 

 



 

 

 

 

 

 строение 

Факт один – несмотря на то, что это территория наша, финского наследия много. А дорожка превратилась в настоящее бездорожье. Мысленно поблагодарив, что не было долгих дождей, перебрались через пересохший ручей и на определенном этапе этой дорожки мы обнаружили водяную мельницу, тоже неясного года постройки. Вечерело.....Выехали на станции Ручьи, после которой огородами выбрались на трассу Ринтола-Хийтола. Хийтолу проехали ночью, но город понравился, много молодежи. Даже когда подъехали к ларьку купить водки, народ там покупал чуть ли не зубочистки. И я верю, что если б там продавались книги – все стояли за томиком Пушкина. Никакого быдла! Грейдер, как стиральная доска, замучил окончательно. Силы покидали, уже ничего не хотелось...Хм.. Нет! Хотелось опять попасть в Выборг, в его уютные объятия! И к той пиццерии... А в итоге заночевали в лесах между Хийтолы и Куркиеки.

День 3.

Доехали по мучительной стиральной доске грейдера до Куркиеки, где заправились. Виды уже чисто карельские – валуны, сосны.

грейдер в Карелии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карелия 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В центре городка увидели табличку – музей. Мы люди культурные. А тем более музей в такой глуши – что-то из ряда вон выходящее! Решено было посетить пристанище истории этого края. Конечно, дом музея уже потихоньку разваливается, но внутри по-прежнему кипит жизнь, которую поддерживает одна женщина – хранительница. Вход стоит 20 рублей. Женщина подробно рассказала нам об истории Карельского перешейка, о карельском народе, о связях с финнами. Оказывается, Куркиеки некогда был большим городом с развитой торговлей, но все ушло в небытие – остался только музей, главная площадь города и заправка. Экспонаты в музей притаскивают детишки из местной школы, благо вся земля вокруг пропитана находками. Мы также сфотографировали предмет, о назначении которого пока ничего неизвестно. Пообещав, что разузнаем об этом предмете, закончили экскурсию, которая очень понравилось. Да и видно было, что женщина рада любому приезжему.

Музей в Куркиеки

 Музей в Куркиеки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПредметНеизвестный предмет в левой руке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Забавный факт - в этом же здании проводятся съемки сериала «Прииск», действия которого разворачиваются в глухой Сибири. В комнате при музее оборудован обезьянник, в котором по сюжету избивают главного героя. Основные съемки проводят в Лахденпохъе. Вот так – а нам преподносят как глухую Сибирь. :))).

В музее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музей Куркиеки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буханка и КарелияОставив координаты нашего сайта в гостевой книге (грустно было видеть, что основная часть благодарностей написана на финском, английском языках – наши люди не очень жалуют краеведческие центры, пусть и такие далекие), поехали дальше. Грейдер петляет через валуны, и с вершин холмов открывается красивейшие виды на отвалы камней, отвесные стены обрывов и бесконечные сосновые леса! Единственное, что мешает полностью слиться с такими видами – пыль, тряска, ухабы, бензиновый угар в салоне и рев буханкиного мотора.

 Таким образом, наконец добрались до Лахденпохъи. Город большой, есть много магазинов, заправка, продают бытовую технику, есть несколько кафе.. Впечатление он оставил только благоприятные, но долго в нем мы не могли задерживаться. Пообедали в кафе при гостинице на берегу очередного ладожского залива. Очень рекомендуем! Готовят вкусно, быстро – а самое главное, недорого. Наелись до отвала за 300р на троих. Это была наша самая северная точек путешествия. Далее только на Юг. И опять дорога, опять красоты!

 

 

 

Лахденпохъя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лахденпохья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

{mospagebreak} 

МогилаДоехали до Лумиваары, где, чуть не доезжая поселка, посетили заброшенную финскую католическую церковь. Что примечательно, возле церкви есть братская могила с табличкой в память о жителях Лумиваары, павших за независимую Финляндию. Вот так вот! Опечалило только одно, церковь, хоть и неплохо сохранилась, но вся исписана надписями а-ля здесь был Вася, но почему-то на 90 процентов датированными 75-78 годами. Получается, что тогда идеология реально пропагандировала ту войну как финскую агрессию... История, история... Хочется отметить, что вообще очень много фактов там финско-советской войны.  

 

 

Финская церковь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С этими мыслями мы свернули с грейдера на проселочную дорогу, которая, судя по ЖПС, путляхала вдоль Ладоги. Надеемся выехать на шхеры. Но выбрались только на побережье залива. Оттуда открывался завораживающий вид! Вдали высятся огромные валуны, уходящие в воду. Северная природа чудесна и безумно красива в каждой травинке и камешке. Воздух пронизан свободой, а водная гладь успокаивает! А ты сидишь на теплом от жаркого солнца камне, пьешь пиво, смотришь на это, и понимаешь, что – вот она жизнь! Оторваться было невозможно от созерцания... Но день близился к закату, а ночевку так и не нашли. Здесь же нельзя было оставаться, т.к. рядом стоял обжитой дом. Отъехав метров 300 от этого дома, подобрали женщину, которая хотела дойти пешком до строящейся турбазы. Но она думала, что идти ей 5 км, на самом деле там были все 9. Взяли ее и прибыли к стройке.

Там мы разговорились со строителями, а точнее, только с начальником – Павлом. Все остальные работали не покладая рук. Надо сказать – доброжелательные люди, увлеченные свои делом. Пригласили нас спраздновать новый год у них. Мы обещали подумать... Хотя что здесь думать – с удовольствием, только неясно, как будет с деньгами. А так очень хотелось. Обменялись координатами и отвезли женщину обратно к берегу, где ее подобрал муж на байдарке.

В том же районе нашли прекрасное место для ночевки на красивом валуне. Это была первая наша ночевка (единственная, надо отметить), где мы засветло разложились, поставили палатки, и душевно посидели, послушав репертуар Высоцкого из динамиков КПК, а также перекачав фотографии с фотоаппаратов на ноутбук.

ночевка 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноутбук в полевых условиях 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

{mospagebreak} 

День 4.

Погода по-прежнему отличная. Планируем ехать в сторону Приозерска. Кратчайшая дорога, проходившая через Терву, на самом деле отсутствует. Пришлось выбираться на грейдер и опять трястись на юг. Свернули в Тиурулу, где планировали выбраться на побережье Ладоги, но все свертки в этом поселке оказались частными владениями. Единственная дорога без шлагбаума была тупиковой. Местный мужик с пилой, который был похож на Басая, сказал, что ловить в принципе здесь нечего, и Ладоги не увидим. На этой ноте мы покинули этот богом забытый уголок.

Проехали опять Хийтолу, где на выезде в сторону Питера стоит погранпост, который тормозит всех въезжающих в Карелию. По-прежнему пытаемся увидеть открытую Ладогу. Как и планировали – едем в Приозерск. Уже порядком надоевший пыльный и корявый грейдер закончился за 5 километров до границы Ленинградской области. Асфальт очень хорошего качества, что странно. Но он прибавил нам скорости, и мы вздохнули с облегчением.

ПриозерскПриозерск запомнился только наличием крепости «Корела» в центре города. Древние сооружения нелепо смотрелись рядом с боевыми танками, стоящими на входе в эту крепость, утыканными свадебными букетами. Осмотрев данные развалины, услышав восклик музейщицы, что, мол, табличку музейную сперли на металл, а пушку стащить не удалось, поспешили обратно к нашей буханочке.

 

 

 

 

 

 

камень 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практически в исступлении начали кататься по Приезерску только с одной целью – увидеть даже не те знаменитые шхеры, а хотя бы просто открытую Ладогу. Помчались по окраинам города, и, обнаружив дорожку, уводящую в сторону Озера, ринулись по ней. Слева и справа мелькали заводские трубы.

Везде стояла промышленность, и такая картина придавала сил – ведь не могли в СССР строить заводы вдали от рек и заповедных мест – Ладога близко! В итоге уперлись мы в частное владение, где за забором виднелись просторы водные... Плюнув на все, вышли из машины, обогнули забор и попали на каменистое побережье. Ура!!! Мы видим ее!! Нам хорошо! Могли бы еще час созерцать даже такой вид, но надо ехать.

Берег Ладоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До Лосево обрались без проблем. Но там народу не было вообще, хотя ожидали увидеть чуть ли не Лас-Вегас. Сам Лосевский порог сильно обмелел и превратился в несколько волн, проходимые на допотоптном «Луче» лагом. Но все же один каякер уныло бороздил валы и не менее одинокий джипер Женя из Зеленограда очень рад был видеть знакомые наклейки тверских соревнований на нашей машине. Решили в Лосево не ночевать. И, увлекаемые дорогой, добрались до Сосново где свернули на Запорожское, т.к. Наталья уверяла, что там мы найдем нормальную стоянку. После Запорожского начался грейдер, причем весьма отвратительный, местами с ямами. Вечереет, скорость наша упала до 10 км в час. Пытаемся найти подъезд к реке Въюн, но безрезультатно. Делаем пару сверток с грейдера, но они приводят нас к старым блиндажам и окопам. Чувствуется неприятный холодок только от одной мысли ночевки здесь. Ведь, скорее всего, земля пропитана кровью и усыпана костьми. Очень неприятное ощущение.

Волевым решением устремились к озеру в районе дачного поселка Гарболово, где и встали на ночлег. Была мысль порыбачить, т.к. рыба так и плескалась, но червей не было, а мы такие рыбаки, что раз нет червей, значит и ловить нечем. 

День 5.

Дорога обратно.

Старая Финская ДорогаВсе. Больше посещать нам нечего, только асфальт, снова окружная вокруг Питера и ленинградка. Наталья вспомнила про древнюю финскую дорогу, съезд на которую возможен с окружной питерской. Это обыкновенная брусчатка, но только в лесу, выводит на берег Ладожского озера. Только за необычность такой дороги ее и стоит посетить, тем более начинается она через 20 метров, если съехать с окружной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

{mospagebreak} 

ШлиссенбургСудорожно понимая , что путешествие наше заканчивается, решили посетить Шлиссельбург. А точнее, крепость «Орешек» на входе в Неву.Что можно сказать про этот город... Есть там порт, и там берет начало ладожский обводной канал, приютивший в себе много кораблей. Не сразу поняли, как пробраться в крепость, т.к. она стоит на острове, но опытным путем случайно выбрались на причал. Ни вывесок, ни указателей. Спасибо местному менту, который рассказал, что к крепости ходит катер именно с этого причала. Немного погодя припыхтел и катер. Дедок скомандовал, что отплытие намечается через 35 минут.. А нам есть хотелось – и по привычке пошли знакомиться с городом путем поисков кафешек.. Долго описывать не буду, кафешки там - дрянь. Готовили настолько все медленно, что мы вынуждены были захватить те несчастные сосиски с картошкой и чуть ли не бегом ломиться к катеру, т.к. время уже фактически вышло. Так, бегом с пластиковыми тарелками, мы спортивной ходьбой, упыхавшись сели на катер. Дедок сказал, что катер бесплатный, и мы с чистой душой наивного младенца поплыли к крепости. Что сразу кинулось в глаза – это непонятный ржавый ангар, который был построен рядом со стеной крепости, а также современные порушенные кирпичные сооружения. И это все рядом с символом этого города! Таккая картина навеввала тоску и грусть. Преодолев мощное течение истока Невы, наш дряхлый катерок пристал к острову. Вид башен прекрасен! Вокруг бурлящая вода и мощные стены! Но на входе в крепость стоит пропускной пункт. Стоимость билета 110 рублей. Вот так раз! Денег оставалось мало, и мы поспешили обратно на катер, чтоб не ожидать его на этом пирсе ближайшие 2 часа. На катере, узнав, что мы без входного билета в крепость, содрали по 30 рублей с носа, сказав, что «это не серьезно», приехать на остров с крепостью и не посетить ее. Вот так вот! Город, где даже на мусорных машинах нарисована эмблема с видом на крепость, не в состоянии предложить даже банальный туристический сервис.

Мы не встретили там ни одной таблички с указанием дороги к руинам. Почему на самом причале не висит доски с прейскурантом – тоже непонятно. Омерзительное ощущение, что здесь везде могут кинуть, надо сказать. Настроение было испорченно, и сильно газуя, мы помчались в Москву.

В этот день проехали остаток ленинградской области, проскочили новгородскую, и свернув в тверской области с трассы, заночевали рядом с деревней Комсомольский, где планировали набрать брусники и грибов.

День 6.

брусникаА брусники в этих местах до пса, и грибов много! Набрали во все емкости, которые только были. Но небо затянуло тучами, пошел непонятный дождичек. И с немного грустным чувством помчались в Москву, ведь до нее всего 350 км. Практически весь остаток пути до Москвы лил дождь, но это ничего. Сегодня ночевка не в лесу...а жаль.

 

 

 

 

 

 

 

 август 2006 года 

Познавательная часть :

        Ссылка на фотоальбом

      http://www.off-travel.ru/fotofile/thumbnails.php?album=10