Участники: “PATRIKI” Александр (August) + Ира + Уаз «Патриот», он же «Патрик», он же просто «Уазка»
«Девятка» Слава + Оля + Ваз 21093


День первый. 24.07.06
5ч10мин
Макдональдс на Ярославке – привычное место старта для северных маршрутов . Славы и Оли уже нет – мы позвонили им и сказали что задержимся на полчаса, что-бы они нас не ждали. Задержались правда только на 20 минут и решили ипользовать 10 отыграных минут на завтрак. Опоздали мы, и не позавтракали, потому, что не ожидали что соберётся ТАКОЕ ! количество вещей и погрузка их в машину затянется. Ирка говорит что это всё НЕОБХОДИМЫЕ вещи – ну ладно необходимые - значит поедут с нами, да и машина помягче идёт с загруженным багажником.
В Мак-авто все спят и мы ждём свой завтрак очень долго, а пока разбираемся как работает диктофон и делаем пробные записи (диктофон капили только вчера и разбираться с ним не было времени)

 

 

Ну наконец-то поехали, на ходу разбирая пакет с завтраками.
Утро туманное и облачное, но чувствуется, что день разгуляется. Скорость 110, шоссе в сторону Сергиева Посада пустынное (чего не скажешь о встречной – несмотря на ранний час, уже плотный поток в Москву) Ближе к Сергиеву догоняем ребят выдаём им рацию и на максимальной скорости удаляемся от Москвы – До Свидания Столица ! – наш путь на Север !!!
Стараемся нигде не задерживаться – чтобы к тому времени как проснётся грузовой транспорт уйти подальше от Москвы. Но держать высокую скорость никак не удаётся, как назло - то проверка документов на посту ГАИ то длинные полосы туманов лежащие в низинах и заставляющие снижать скорость до 5-ти км\ч. Двухполосная дорога в начале Владимирской области и неторопливые Камазы с прицепами, тоже не способствуют быстрому продвижению. В результате к Ярославлю подходим только в 09ч30мин. Карты города нет и едем по указателям объездной дороги. Асфальт отвратительный, полно медленно ползущего грузового транспорта и вдобавок на одной из развилок с непонятными указателями Слава с Олей свернули не туда и потерялись.

Пока нашли друг-друга , пока распросили местных таксистов про дорогу, пока «вытащились» из города (пробки как в Москве) - потеряли час.
11ч11мин.
Ярославская обл село Новинькое иду 70. Упс- штраф 100 руб, виноват-признаю.
Вологодская область дорога ровная скорость 100. Ещё на подъёзде к Ярославлю понял что весь слайд остался дома в холодильнике - расстроился. Отпускаем Славу с Олей в Кириллов это километров 80 от Вологды а сами заезжаем в Вологду –вдруг там есть плёнка. Город строится, чисто, дороги неплохие, люди отзывчивые и доброжелательные.
Но Вельвии в Вологде НЕТ (о процессе Е-6 вообще не знают, по крайней мере там куда я обращался).Купил негатив на всякий случай, а-то пол кофра без материала.
Выезжаем из Вологды на объездную по указателю «Череповец»
Влючаем ноут, (без него свернули не туда). Дорога идёт через переезд, стоим 30 минут – жалко времени. До Кирилова дорога хорошая с разметкой и мало загружена – как результат начинаю засыпать за рулём (ночью спал 3 часа).
Добираемся до Кириллов-Белозёрского монастыря. Внутри пол-монастыря на реставрации, контрольное фото - и в дорогу.

{mosimage}
По дороге останавливаемся у необозначенного на 35-километровке озера ………В навигаторе есть но название не читаемо 60 09,7N 38 27,3E жуём бутерброды и фрукты.

Дорога на Вытегру хорошая и очень пустая

{mosimage} 

До Вытегры еще далеко а небо постепенно затягивают тучи. Идём по хоророшей и как показывает навигатор –кратчайшей дороге,но на карте её нет,.Или в навигаторе старая карта, или дорога не обозначена сознательно, дорога военная - плиты а сверху асфальт, идёт от 60 44,3N 37 21.2E до 60 47.4N 37 13.7E. Ближе к Вытегре начинаются полосы ливня. Мест для стоянки нет, местность болотистая неуютная.
Решаем заправиться в Вытегре и искать место для ночёвки на Онеге.
19ч45мин
Вытегра,
Контейнерная заправка на Питерском выезде, старые колонки с точностью отпуска +- 2 литра, грязь под ногами. 92-й 17р50коп. Ругаясь и прыгая через лужи заправляемся.
(Самое смешное, что мы не доехали до приличной заправки ЛУКОЙЛ буквально 200-ти метров.)
Два поддатых месных хлопца на «копейке», долго в упор изучают мой Патрик и пытаются заглянуть внутрь, по ходу стараясь выспросить куда конкретно едем
Их назойливость начинает мне надоедать, и после моего резкого ответа на очередной вопрос они отстают
20ч20мин
Выезжаем из Вытегры на Медвежъегорск, пара километров хорошего грейдера и ВОТ ОНО ! - новое шоссе, 4 полосы отличного асфальта, разметка и обилие дорожных знаков.
Но сегодня нам не туда, идёт дождь, темно от низко висящих туч и мы торопимся свернуть налево 69 09,191N 36 34,489E. На карте есть дорога вдоль залива, ищем место для стоянки. Съездов к воде немного и везде палатки. Грейдер как стиральная доска, нормально можно двигаться только быстрее 70 км\ч.
21ч07мин
Нашли место для стоянки за деревней Устье. 61 12,573N 36 25,161E
Отделённая от дороги кустами и деревьями, узкая полоса земли на обрывистом, (3-4 м от каменистого пляжа) берегу Онего. Озеро штормит, хотя слово озеро не может вместить в себя это огромное и грозное МОРЕ. В перерыве между полосами дождя успеваем поставить палатки, но машины разгружаем уже под ливнем. Всё-таки удобная палатка Минессота - задвинув вглубь внутреннюю палатку, в тамбуре готовим ужин на газовой плитке, и там же вчетвером греемся народным напитком и ужинаем (макароны с тушёнкой).
00ч05мин
Расходимся по палаткам.
По высокому куполу нашей палатки, хлещут струи косого дождя, далёкие молнии изредка освещают суровую картину штормового моря, и под грозный шум Онего усталые но довольные (добрались!) засыпаем.{mospagebreak}

День второй.

8ч30мин.

Проснулись , пасмурно, дождя слава богу нет, но озеро ещё недовольно шумит после ночного шторма.

Через сорок минут всё совершенно изменилось – ветер разогнав тучи стих, на Онего полный
штиль

{mosimage} 

Волны тихо шуршат набегая на прибрежную гальку

Солнце заливает своим светом прибрежный лес и озеро.Лес начинает парить, сквозь дымку, лучи солнца выглядят фантастично, проснулись птицы и всё ожило вокруг.

{mosimage} 
 
Мы внезапно оказались в раю.
Спускаемся к озеру, вода прозрачна как хрусталь,наслаждаемся видом, фотографируем.

 
{mosimage} 
 
Потом сообразив быстро развешиваем на солнце намокшую со вчерашнего дня одежду – о непостоянстве онежской погоды наслышаны.
 
{mosimage} 
 
На завтрак варим манную кашу и какао
Рассаживаемся вдоль берега и созерцая пейзаж завтракаем.
{mosimage} 
 
Для приготовления еды используем новый бензиновый примус – готовиться всё быстрее чем на газу. Решаем использовать газовую плитку как резервную, и для приготовления еды в палатке - если погода заставит. Вода в озере такая чистая что не хочется мыть в ней посуду что бы не замутить. Славика как человека приземлённого это не напрягает, и он командируется на берег с полным набором котелков, тарелок и чашек. А мы потихоньку сворачиваем лагерь.{mospagebreak}
13ч10мин

Тронулись в направлении Пудож-Медвежьегорск. В планах уйти сегодня за Медвежъегорск и заночевать на Онего за городом. Погода отличная, голубое небо, небольшие облака ветра нет, дорога пустая.Вдоль дороги попадаются интересные деревеньки, с образцами деревянной архитектуры.
 
{mosimage} 
 
Въезжаем в Карелию УРА !!!!!!!!
{mosimage} 

Пудож.
Широко раскинувшийся на невысоких холмах одноэтажный посёлок.
Би-лайн работает.
Часть улиц ремонтируется, знаков для объезда нет, и как результат из Пудожа мы уверенно едем на Архангельск. Быстро сообразили, что что-то не так и включили навигатор.

Определив правильное направление, пристраиваемся к неторопливому лесовозу ползущему на выезд из посёлка. Новый участок шоссе за Пудожем сменяется старой дорогой с выбоинами и горбами. Скорость движения опускается до 60-70 км\ч.
Вдоль дороги огромные заросли спелой малины, не можем удержаться – останавливаемся и объедаемся.Решили съехать с дороги и проехать вдоль реки Туба. Красивая река с порогами впадает в Онего.В паре километров от дороги есть хорошие места для стоянок 62 15,0N 35 49,7 E
{mosimage}
 
Фотографируем реку и едем дальше.

Въезд в Медвежьегорский район.

Как по волшебству меняется природа – начинаются дюны, лес лишается подлеска и обзаводится мховыми коврами с инкрустациями из черничников. Там и тут из мха выступают разноцветные валуны.
Вот она – настоящая граница Карелии.
Находим съезд к озеру в районе Челмужской губы на песчаной косе, стоянок много но много и занятых, много загаженных мест, машины на стоянках в основном карельские. Наконец на внутренней стороне косы находим место для стоянки 62 33,6N 35 33.8 E
 
{mosimage}
 
 Довольно чистое и уединённое. Правда девятка в паре мест на подъезде зарылась в песок. Но Патрику не составило труда доставить недопривод к месту стоянки. Вечереет, разбиваем лагерь на песке, приходится часть родных колышков для палаток заменить на деревянные КОЛЬЯ длинной 50-60 см – родные не держатся. Время до захода солнца есть, надуваем байдарку и «калошу» и катаемся по заливу. Залив неглубокий и вода не очень холодная – купаемся.
Напоследок природа подарила нам очень красивый закат который плавно перешёл в рассвет.

 {mosimage}
 
(Хотя время белых ночей и кончилось, светло до трёх часов ночи, потом тёмные сумерки, и рассвет почти в той же стороне что и закат.)

Поднялись в 10-00
Погода испортилась,поднялся ветер, перед рассветом пошёл дождь, хорошо, что стоим на песке – вся вода ушла. Залив разволновался и с шумом погнал свинцовые волны на берег. С другой стороны косы выходящей на Онего доносится звук настоящего прибоя. Иногда кажется, что с той стороны косы, постоянно шныряют товарные поезда. Спросонья долго не могли сообразить, откуда здесь железная дорога. Нас от ветра прикрывает лес, так что не холодно. Но настроение не очень – вторая ночь и тоже под дождем.
И опять – час и солнце светит вовсю вода поголубела правда ветер не стихает. Но ничего – мы на Севере. Сворачиваем лагерь и заехав по дороге в Челмужи берём курс на
14ч 30 мин

Медвежьегорск.

Идёт мелкий дождь.Заработал Би-лайн.
В Медвежьегорске покупаем мясо для шашлыка (свинина по 220 руб.) Пытаемся в городе накопать червей – неудачно. Заправляем полные баки и канистры (92-й по 18-00) – дальше на север бензина нет. Немного поплутав на выезде берём курс на Паданы. На карте обозначены несколько озёр и грунтовок к ним – поедем посмотрим. В нескольких километрах от Медвежьегорска удалось накопать червей (ищите старые вырубки со стволами невывезенных деревьев и обилием щепы на земле). Асфальт сменился неплохим грейдером. По управлению и поведению Уазки на дороге – разницы никакой. Камни вырастающие из дороги слегка потряхивают машину, но ощущение такое что нашему «танку» эта дорога очень подходит. Единственный минус – грейдер неширокий и холмистый, поэтому при въезде на пригорок надо держаться как можно правее. Пару раз впритирку расходились с лесовозами (они неслабо гоняют). По дороге в деревне наблюдали забавную картину:

  
{mosimage} 
 
 
 Доезжаем до грунтовки на Остерозеро 63 05,0 N 33 58.7E
Поворачиваем направо – дорога узкая с камнями торчащими из земли и редкими лужами, но грунт твёрдый проблем нет. «Девятка» правда отстала, держим связь по рации. Осмотрели пару стоянок, но они или далеко от воды, или грязные. Народу – никого, свежих следов машин, тоже нет. Хотя нам дальше – впереди два моста и несколько озёр. На одной из развилок стоим ждём отставший недопривод – ему тяжело, то и дело цепляет брюхом за камни. И вдруг как видение - по дороге идёт девочка лет 14-ти в городской одежде и улыбается нам. : «А я тоже из Москвы-А свободных стоянок на озере нет, всё занято-А вы куда едете? – на мост?!-А там нет моста он сгорел давно»
Выпалила всё это и пропала в лесу.
Слегка обалдевшие едем дальше, и точно- через километр дорога упирается в протоку из которой торчат остатки деревянных свай. 65 05,1 N. 34 03.1 E
Собираем совет, место не очень замусорено, подходы к воде есть. На время выглянуло солнце и появилась радуга. Решаем встать прямо здесь на старой дороге.{mospagebreak}

 {mosimage}
 
 
Раскидываем палатки.

Ирка катается по заливчику на байдарке, но на открытую воду не выходит – ветер довольно крепкий. Еле заставил её надеть спасжилет, зато потом она его до ночи не снимала – тепло в нём. Температура по ощущениям не выше 15 градусов, довольно сильный ветер. Готовим ужин, греемся водкой (если так дальше пойдёт водки не хватит).

Небо над нами висит свинцовое, серое из него периодически что-то сыплется, дождь-не дождь а так какая-то пыль. Мимо на моторке проплывает рыбак, спрашиваю как рыба в озере – разводит руки на полметра.

Значит рыба есть, но в такую погоду идти ловить бесполезно.

Ужинаем и ложимся спать. Холодно, хорошо что спальники тёплые.

Спал до 12-30-ти, ребята встали раньше и пошли обследовать берега озера.

Хороших стоянок нет, берега заболочены, погода гадкая – решаем ехать дальше на север.

Сворачиваем лагерь, по дороге к грейдеру фотографируем лес - он здесь скалистый, замшелый - непривычный для нас..

{mosimage} 
{mosimage} 
 
 Едем дальше на Паданы

По дороге встретили забавную машину. Балашихинский Рено-Логан с очень серьёзным водителем и пассажиром в телогрейке. Спросили нас: «где мы?» Ищут какое-то озеро с каменистой речкой и несколькими мостиками. Пассажир был там несколько лет назад, но ехал на заднем сиденье и бухал поэтому дорогу не помнит.А водитель первый раз в Карелии и пробег машины всего 2500км. По описанию нашли в навигаторе похожее место, и проводили ребят до поворота, а там им ещё километров 40. Посмотрел по какой карте они едут - 10-ти километровка ! Тут навигатор не выключаешь и то без сюрпризов не обходится. И напоследок водитель убил меня вопросом: «а где здесь заправка ? а то у меня полбака осталось». Прикидываю – Медвежьегорск позади 80 км по грейдерам, Паданы впереди километров 70, но есть ли там заправка не знаю. Пока думали подкатили еще две московские машины Нива и кажется шестёрка. Едут с самого севера Карелии, с Пяозера говорят рыбалка там – супер, они там стояли 10 дней. Заправка в Паданах говорят есть – «Логан» успокоился. Ребята с «Нивы» осмотрели Патрика, и сказали, что тоже себе такой купят – дом на колёсах. Поболтали – обменялись координатами стоянок и разъехались в разные стороны. И опять одиноко едем на север по грейдерам, здесь даже лесовозов нет. Раз в полчаса пройдет мимо Буханка или Козёл и опять дорога пустынна. Выехали к Сегозеру, штормит, ветер такой что сдувает штатив с фотоаппаратом.
 
  
{mosimage} 
 Река у дороги
 {mosimage}
 Проехали Паданы.
Посёлок вытянулся лентой вдоль залива. Почти в каждом огороде лежит лодка или катерок.
Не увидел заправки, уже на выезде из городка спросили какую-то проходящую женщину – «Нет здесь заправки и не было». Вспомнил про «Логана» стало грустно.
Би-лайн не работает. По совету дорожных знакомых едем на Суоярви километров на 30 севернее - они говорили там хорошие стоянки и народу мало.Едем, по дороге присматривая места для стоянки не очень удачно, зато вот неожиданная находка.
 {mosimage}
 Такой и срезать жалко, зато – один на целый ужин.
 {mosimage} 
 По карте нашли дорогу на Сяргозеро дорога идёт прямо по берегу . Уже зная, что с подъездами к воде могут быть проблемы – решаем разведать место.Дорога ведёт от деревни Сяргозеро через лес, и вдоль всей дороги идёт загородка для скота. Довольно быстро находим место для стоянки,километрах в трёх от деревни, прямо на берегу озера в 10-ти метрах от воды .63 28.9 N 33 12.5 E . Ставить палатки на песке - нам не привыкать.
 {mosimage} 
 Только на этот раз не рубим колья для палаток в лесу, а придавливаем родные колышки большими камнями, благо берег состоит из них насколько видит глаз. Девчонки идут обследовать окресности и через полчаса возвращаются с неплохим «уловом»
 {mosimage} 
{mosimage} 
 Готовим ужин, чистим грибы. Я наконец-то собираю спиннинг для утренней рыбалки. Нашли в огромных закромах Уазки 5-ти литровую коробку вина и расслабляемся. Прошёлся по дороге ещё раз удивился, везде сделан забор, чтобы скотина не разбредалась. Судя по следам скотина пасётся не здесь, а где–то дальше на конце полуострова .Странно, болото от дороги довольно далеко неужели скотина здесь ходит вообще без пастуха ?
Ложимся спать – уже привыкли ложиться и вставать засветло - как будто ночи вообще нет.
Проснулся в семь часов –наши все ещё дрыхнут, быстро оделся – холодно. Одел комбинезон в нём сразу стало тепло. Решил пойти «покидать» на заливчик который находится с другой стороны дороги – там ветра почти нет. Пришёл, осмотрелся,- залив метров 400 в глубину и метров 100 в ширину, в залив впадает небольшой ручей берущий начало в болоте за километр от озера. Перешёл через ручей, вошёл в воду залива метров на 15 (мелко).
Заброс – зацеп, но освободился легко – трава. Отошел правее – заброс, недалеко метров на 20-ть и на середине проводки ВОТ ОН !! резкий рывок в сторону и леска потяжелела. Осторожно подматываю и уже вижу силуэт через воду – сопротивляется. Вытаскиваю – небольшой окунь, а упирался как большая щука. Только тут понимаю что не взял садок и кукан вырезать нечем – ножа нет. Ну да ладно, лагерь близко пойду похвалюсь. Подхожу к месту где ручей впадает в залив и замираю : у самой кромки воды здоровенный след – три больших когтя, два поменьше и пятка . Смотрю вдоль по ручью и метрах в двух вижу ещё цепочку следов похожи на собачьи только покрупнее. Блин так вот зачем вдоль дороги изгородь. В лагерь возвращаюсь нервно оглядываясь и постукивая подобранной палкой по деревьям. В лагере народ не спит и с интересом разглядывает окуня. Из палатки вылезает Ирка, разговариваем о дарах земли Карельской и возвращаясь к теме грибов случайно она говорит а в лесу здесь муравейники метра по полтора высотой только какой-то придурок их все-все порушил. Рассказываю о следах и объясняю что это за придурок.

Всем немножко не по себе. Желающих идти в лес за грибами не обнаружилось. За это время погода сильно испортилась – ветер погнал волну на берег и заморосил мелкий дождь. Идти ловить на спиннинг в такой ветер глупо и вообще надо что-то решать с дальнейшем маршрутом. Ребята которые ехали с севера сказали что такая погода стоит уже три недели. Собираем большой совет и решаем двигаться на юго-запад в район Воттовары. На карте в том районе обозначен гористый рельеф – может увидим
что-нибудь красивое и заодно есть шанс поймать хорошую погоду. Сворачиваем лагерь и выпускаем единственного пойманого окуня – нет рыбы и это не рыба.
 {mosimage}
 Возвращаемся на несколько километров назад до поворота на Ахвенламби и впервые за всё путешествие, поворачиваем на запад а не на север.
Снова грейдеры, только в этом направлении они узкие и здорово разбиты лесовозами.
Вдоль грейдеров сплошные насыпи камней и частокол леса, Съездов с дороги очень мало и ко многим ламбушкам просто не подъехать. Если хочешь остановиться на ночлег – бери бензопилу и вырезай себе место в природе. Хорошо ещё что периодически идёт дождь – грейдер не пылит. Отличные стоянки на Унутозере но их немного и они все заняты.{mospagebreak}
 63 22,3N 32 52,4E.

Попробовал в одном месте найти стоянку на старой заросшей кустарником грунтовке. Дорожка вьётся по заросшему лесом, каменистому склону, проехал метров пятьсот и понимаю, что задом по ней я не выеду, а места для разворота не видел ни одного. Дорога всё уже и уже, судя по всему по ней не ездили лет пять. Доезжаю до конца – озеро подо мной метрах в 15-ти, но спуска нет- надо рубить подлесок. Когда-то здесь была поляна, а сейчас кустарник в метр высотой. Пробую развернуться – камни летят из под колёс в озеро и машина ползёт вниз. Подключаю передок и ломая задним бампером деревца и кусты, ползу вверх по склону – только бы не пробить баки, камней способных сделать это, здесь в достатке. Несколько осторожных манёвров и У-ФФФ !!! развернулся. Вылез посмотреть на склон надо мной.
 {mosimage}
 В воздухе висит запах горелого сцепления, но слава богу всё позади.
Потихоньку возвращаюсь на дорогу, на Патрик не смотрю - и так знаю что царапин на боках сильно прибавилось. Едем дальше, по рельефу видно что местность холмистая и навигатор показывает 277 метров над уровнем моря (на Сегозере было 155 м). Но гор не видно – сплошной лес. Дорога продолжает виться между гор и болот в низинах, но съездов очень мало , и большинство из тех которые попадаются, непригодны даже для танков – из грунта торчат ТАКИЕ ! валуны что надолбам и не снилось. Начинаем беспокоиться – вечереет, и небо расчистилось, но похоже ночью будет очень холодно, а стоянки мы ещё не нашли.
 {mosimage}
 По карте намечаем следующую цель – озеро Воттомукс и не тратя время на исследование редких грунтовок - гоним к нему. Оставляем девятку на повороте к озеру, и разведываем местность на Патрике. Проезжаем одну стоянку, но она маленькая у самой дороги, и судя по навигатору ……. едем по дну озера . Ирка говорит :« всё дальше дороги нет, вот площадка для разворота поехали»….А куда ехать? Темнеет, до следующей точки километров 30 по грейдеру. Решаем проехать по грунтовке ещё вперёд. Приблизительно через километр дорога уходит влево, от берега, но направо ведёт узкая дорожка, поворачиваем на неё и Вот оно !!!
Такую классную стоянку я ещё не встречал
 {mosimage}
{mosimage} 
 Всё, здесь останавливаемся на днёвку.{mospagebreak}
 Каждое слово сказанное на берегу озера, просто звенит в холодном воздухе.

Ближе к часу ночи небо затягивают тучи и начинает моросить дождь но нам не привыкать – палатки не протекают и мы не сахарные. На озере стоит островок поросший лесом, в хорошую погоду его почти не видно - сливается с противоположным берегом. Но сейчас по озеру идут волны мелкого дождя, скрывая тот берег, и островок как бы всплывает из воды

Красиво и почему-то грустно.

Лежим в палатке – разбираем фотографии в ноутбуке. Ноутбук и переноска подключены к запасному аккумулятору от Уазки – удобно. Время третий час глаза уже слипаются – пора ложиться спать. Прошло минут двадцать и вдруг ……. Ирка испуганно смотрит на меня – ЧТО ЭТО !?. Я спросонья не пойму и вдруг ещё раз …… Я знаю как кричит Выпь но ЭТО !

Крик раздаётся с островка посередине озера какой-то болезненно-надрывный и отражается эхом от берегов озера. Пауза, и ему отвечают с нашего берега где-то левее нашей стоянки тише, но так же надрывно и тоскливо. Перекличка повторяется ещё два раза. Я уже окончательно проснулся и держу ружьё. Но стрелять не могу, не знаю спят ли ребята в соседней палатке, а то моя стрельба будет для них похуже ночных криков. Понимаю что кричит птица – ни одно млекопитающие не будет издавать ТАКИХ звуков ночью. Но страшно всё равно. (В туалет ночью ходили подвое).

Утром Славик спросил : «Слышали ночью крики» –Мы: «Да» «А я разбудил Ольгу (добрый мальчик)» Она сказала: «это клипы у Саши в ноутбуке» - и заснула.

Счастливые люди !!!

День шестой.

Утро. Погода не очень- тучи, правда без дождя прохладно градусов 15-17.

Решаем встать на днёвку - отдохнуть от гонки по грейдерам.

Перед выходом подъехал местный участковый на «козле», извинился что в гражданке, сказал что едет «по ягоды», сообщил что рыбы в озере нет - «потравили всю год назад» спросил про оружие, про разрешение на него и не посмотрев документы укатил.

Мы потихоньку разбрелись по берегу с удочками и припасёнными ещё с Медвежьегорска червями. Рыбы и на самом деле мы немного поймали – на три удочки за день 14 окуней. Такое впечатление что кроме хищников в озере никого нет. К вечеру небо расчистилось и похолодало (как бы не подморозило). Варим уху из окуней – вкусно .

А ночь и на самом деле была самой холодной из всех в этом путешествии.

И птица опять кричала но всё дальше и тише, тише ……..

День Седьмой

Утро встретило тучами и слабым дождём. Собираем совет и решаем возвращаться в Москву - может хоть часть отпуска повезёт с погодой. Впереди минимум двое суток дороги. Маршрут решили изменить и ехать на Петрозаводск –Вознесение(паром)-Вытегра -Липин Бор (ночёвка)-Кириллов- Череповец-Рыбинск-Углич- Сергиев Посад-Москва.

Таким образом объезжаем Ярославль с его пробками и получаем шанс искупаться в Рыбинском водохранилище, ну и увидеть новые места. По радио слышали что погода там хорошая.

Берём направление на Суккозеро оставляя слева Воттаваару с её сейдами и тайнами (сюда мы вернёмся в другой раз, запасшись предварительно временем)

(Воттоваара (Смерть-Гора) Священное место древних карелов Расположена к востоку от прямой дороги Гимолы-Суккозеро. Обозначена на карте отметкой высоты 417. Многочисленные сейды.).

Дорога становится лучше появляются холмы и пригорки, провоцирующие на увеличение скорости, разгоняюсь до 100 км\ч, девятка отстала далеко, удовольствие от прохождения «трассы» огромное плавные повороты прописываются легко, а пригорки добавляют остроту – теперь понимаю почему финны лучшие раллисты в мире – с таким-то рельефом ….

В какой-то момент понимаю, что машина становится почти неуправляемой, и с трудом ловя дорогу торможу. Да, «Патрик» не «Импреза» - надо поосторожнее - грейдер штука коварная.

У Гимол вдоль железной дороги кое-как работает Мегафон. По мере продвижения на юг встречаем всё больше и больше водников, сидящих у дороги на рюкзаках или собирающих байдарки у воды. И машин на грейдерах прибавилось – средняя скорость падает до 50 км\ч. Замечаем, что как правило впереди едет какой-нибудь джип а с ним недопривод, причём номера машин или Московские или Питерские.

Маршрут пролегает в направлении - Гимолы-Гумарино-Юстозеро, на карте обозначена асфальтовая дорога, но это всё тот же грейдер . Асфальт начинается только после Эльмуса.

Далее - Свят Наволок , Гирвас, Пялозеро, асфальт не очень, но мы и такому рады, интересная плотина у Гирваса вот бы посмотреть как спускают воду из водохранилища ……

Далее мимо Заповедника Кивач двигаемся к Петрозаводску.

Чтобы попасть в заповедник на машине, надо в Гирвасе повернуть налево на Уссуну

А мы поехали прямо, на Петрозаводск, правда от дороги начинается пешеходная тропа к водопаду, но у нас нет времени – можем опоздать на паром, и тогда потеряем ещё ночь.

Марциальные воды – Шуя, дорога очень хорошая с разметкой и гаишниками. В Шуе ужинаем в придорожном кафе – быстро, дёшево и вкусно.

Шуя плавно переходит в Петрозаводск.

Петрозаводск проехали легко, хотя указателей на Вознесение не хватает (помог навигатор).

Уходим от Петрозаводска на юг – навстречу плотный поток машин (воскресный вечер - дачники возвращаются). Километров через двадцать поток иссякает, как бы в насмешку расчищается небо и появляется вечернее солнце. Мы не видели солнце несколько дней, и немного грустно, что погода не улыбнулась нам раньше. С дороги время от времени открываются красивейшие Онежские пейзажи, подсвеченные закатным солнцем но останавливаться нет времени- торопимся на переправу.

Дорога на паром в Вознесении - асфальт с небольшими участками грейдеров . Паром ходит каждый час, челноком - с того берега на наш и обратно . Последний рейс в 21-00. Мы успеваем на паром 20-00, он отходит от нашего берега в 20-20. После паромной переправы начинается отвратительного качества грейдер, разбитый тяжёлыми машинами и полный грязных луж.

Тряска такая что говорить невозможно. Длинна этого «направления» около 50-ти километров. Местность сырая и какая-то нездоровая, по краю дороги болота, если даже очень надо – лагерь ставить негде. Теперь понимаем, почему советуют подниматься по восточному берегу Онежского озера - там дороги несравненно лучше.

Подъезжаем к Вытегре со стороны Питера – на въезде в город отличная заправка Лукойл (а чуть дальше, та контейнерная, на которой мы заправлялись в начале пути). Дорога за Вытегрой переходит в хороший асфальт . Машин на дороге практически нет, от монотонного движения неудержимо тянет в сон.

Обгоняем друг друга по очереди – чтобы не спать. Вдоль дороги сплошной лес, поворотов и съездов практически нет, попались только две площадки для отдыха. Но вставать на ночёвку у дороги не хочется. Около 23 часов добираемся до поворота на Липин Бор

К Липину Бору ведёт приличный грейдер, но сам посёлок встречает нас абсолютно тёмными улицами. Где искать ночлег не понятно, посовещавшись, решаем ехать за город и встать лагерем на Белом озере. Легко сказать! поиски места продолжаются почти час В конце-концов останавливаемся прямо на берегу озера , но места для палаток нет – будем спать в машинах , Спать в Патрике ещё можно, даже с набитым багажником, а как ребята выспятся в девятке ? Но за прошедший день все так устали, что уснули мнгновенно и спали как убитые.{mospagebreak}
 День восьмой.
Проснулись в семь часов утра и сначала показалось, что остановились на свалке (по крайней мере так выглядел берег озера). Озера не видно- туман. Завтракать не стали, двинулись на трассу по асфальтовой дороге. Позавтракали на заправке около поворота на Липин Бор. Дальше дорога хорошая асфальтовая до самой Москвы.
Но мы сворачиваем с трассы и едем в Кириллов. Долго ищем дорогу из Кириллова на Череповец –старые дороги непроезжи (для девятки), а новые не обозначены на карте. Зато проехали вдоль старого канала с берегами укреплёнными деревянными кольями. В третий раз вернувшись в Кириллов нашли дорогу (от Кириллов-Белозёрского монастыря направо в объезд озера, поворот налево- 59 52 23,63 N 38 20 17.07 E - дорога на Череповец). Вообще сложилось впечатление что дорожная сеть Вологодской области меньше других соответствует картам (или карты сети ?) . В результате едем по новой дороге, а стрелка навигатора таранит большой лесной массив. При выезде на трассу у девятки взрывается колесо , слава богу заднее, быстро ставим запаску, а у старго колеса отслоилась боковина (грейдеры и камни Карелии не прошли даром).
Череповец приближается, это чувствуется сначала по рекламным щитам Металлургического комбината, а потом видится, по облаку смога над городом.
Череповец
Проезжаем город легко, указателей и знаков достаточно. Город чистый, прибраный с хорошей дорожной разметкой и аккуратными газонами.
Едем дальше за город ищем место для отдыха и обеда, находим у ручья впадающего в водохранилище 58 47 26,34 N 38 19 50.70 E.
Правда искупаться не удалось – водохранилище в этом месте мелкое и не очень чистое (какая-то жирная плёнка у кромки воды). Вдали на водохранилище видим «бакены» странной формы с крестообразными верхушками и не сразу я понял, что это кресты затопленных церквей и колоколен Мологи и близлежащих сёл..
На ручье плавают две огромные больные рыбины и не могут погрузится под воду. Рядом сидят чайки и ждут…..
Варим макароны с тушёнкой и обедаем. Погода хорошая и трогаться с места не хочется, но сегодня ночью нам надо быть в Москве. Сворачиваемся и в путь. На дороге встречаем «Болгар». На длинную тираду повествующую о нелёгкой судьбе «болгарина» в России и предложения кучи «левов» за канистру бензина, со смехом отвечаем : «мы в курсе» на что «болгарин» с кавказским акцентом говорит: «а-а-а ну ладно». Развод не удался. Едем на Рыбинск, в окне мелькают забавные названия населённых пунктов: «Пачеболка», «Ляга», а после «Селишки-Окороково» Ирка минут пять не может успокоиться. Дорога не широкая, но свободная и очень живописная. Петляя между деревень, холмов и речушек она не даёт задремать. И ещё заметили - в Ярославских деревнях часто встречаются ярко жёлтые дома, как солнечные пятна на зелёной подложке садов, очень красиво! Подъехали к Рыбинску - красивая панорама.
Рыбинск.
В городе заблудились, указателей не нашли и почему-то никто не знает дорогу на Углич, наконец взяли «языка» (таксиста) и выбрались из города. Едем дальше на Углич, дорога петляет через многочисленные деревни, машин на дороге немало и двигаться быстро не получается. Проезжаем поворот на Мышкин - так и тянет свернуть (мы были в нём пару лет назад и были совершенно очарованы этим городом).
Но, дорога зовёт…..
Углич.
Углич убил полным отсутствием дорожных указателей в результате чего мы попеременно оказываемся то в тупике у жилого массива, то у забора какой-то тюрьмы…. Для города Золотого Кольца отсутствие дорожных указателей по меньшей мере странно. Наконец находим нужный выезд из города и направляемся в Сергиев Посад. Дорога прямая и пустая. Скорость 120 торопимся дотемна выехать на большую трассу. Московская область встречает сначала пасмурным небом и в конце концов проливным дождём. Скорость движения падает до 40 км\ч дорогу не видно и ориентируемся только по редким фонарям в населённых пунктах и габаритам впереди идущей машины на трассе.
От Сергиева Посада до Москвы долетели - и не заметили. Как будто второе дыхание открылось. Дождь кончился и на небе зажглись звёзды.
Время – ровно полночь, выезжаем на МКАД. Дорога не спит, машин полно, даже как-то неуютно (отвыкли) но всё равно - Здравствуй родной город, Мы вернулись ………….

© August, 2006
    оригинал статьи