Маршрут:

Москва-Ярославль-Вологда-Вытегра-Пудож-Пяльма-Медвежьегорск-Сегежа-Кемь-Лоухи-Чупа-Кандалакша-Умба-Оленица-Аметистовый берег(впадение Лодочного ручья в Белон Море),
обратно также, но останавливались на других водоемах.

Часть 1. Туда...

Поездка на Аметистовый берег и обратно с остановками в красивых местах у водоемов с отдыхом и рыбалкой…

Участники:

«Кекс» - УАЗ 31512, Атешный гудрич 31х10.5, редуктора, лебедка;

«Капитан Врунгель» -  он же Игорь, владелец Кекса, любитель подводной охоты и прочих всяких экстримов, первый и практически бессменный пилот, знает, что такое ЖПС.

«Мама Света» - она же Света, подруга Игоря, второй штурман, бессменный кок и папарацци,
третий пилот;

«Монах» -  bm в миру Александр, первый штурман, второй пилот, любитель спиннинга и выпивки;

«Тир» - немецкая овчарка, кобель, 3,5 лет, добрый к людям, волосатый и вонючий, брали как
резервный ЖПС.

Не дождавшись утра субботы, выехали в ночь. Без приключений к вечеру субботы мы добрались до бездорожья ведущего к Бесову Носу.

{mosimage}

В сухое время года там довольно проезжабельно, цепи одевать не стали, но есть пара мест,
где без лебедки пройти одной машиной проблемно. Если есть, кому дернуть – можно и без лебедки. Мосты там весьма условны и желательно, показывать пилотам, как и где должны ехать их колеса, тогда – нет проблем. В мокрое время года все гораздо хуже. Лужи будут глубже метра.

Бесов Нос. Красивое место… Петроглифы, иероглифы…

{mosimage}

Меня не «торкнуло». Было ощущение, что ты зашел посмотреть музей, где довольно много людей и не убираются. Велосипедисты, туристы и парашютисты - кого там только нет. Встретили, правда, аппарат на больших колесах с мотором от Оки (я про него недавно в каком-то журнале читал), пообщались с приятной парой путешественников.

Чебуратор

Все остальное как-то «не легло», а может, просто сильно устал…

Ночевка на берегу Онеги.
Утром обнаружил, что пес разорвал в хлам защитную сетку от комаров в палатке…приспичило, видимо сильно, ну, и,  открыл как сумел… На Черной речке на обратном пути попытались
поймать рыбу. Пара оторванных блесен, разговор с рыбаком. Дальше, нам надо дальше! Здесь очень многолюдно… Порвался тормозной шланг. Передних тормозов нет, а если учесть, что у Кекса с ними всегда были проблемы… В общем едем без тормозов!

Следующая ночевка была на какой-то реке где-то в Карелии. Название не запомнил.

{mosimage}

Местные с сетями поймали единственную в реке форель на 2.5 кг и испортили нам вечер своим
присутствием… Если б такую да на спиннинг – я бы умер от разрыва мозга…Едем дальше. По дороге заезжаем в города, пополняя запасы пива и блесен. Почему-то эти предметы кончались всегда очень быстро …Всем! Будьте осторожны! Люди там не смотрят ни на дорогу, ни на машины. Просто идут куда шли. Для нас, москвичей, боящихся переходить даже на «зеленый»,  это очень непривычно. А уж без тормозов – вдвойне…В каком-то городе покупаем тормоза, чиним качаем… чета вроде тормозит лучше, пойдет…Трафик там позволяет ездить без всего(на трассе)…
Река Онда. Сыро, дождливо. Первые пойманные щуки, окуни. Легкий джиг и вращалки. Очень
вкусно пожаренная рыба...

{mosimage}

Потом ночевка на не помню, какой реке с очень красивым скальным обрывом.

Огромное количество комаров. Первое применение мной плавсредства под названием «лодка надувная», т.к. с берега было не забросить. Оторвал все что смог, не поймал ничего. Рыболов, блин…И вот мы на Кольском! Проехали Кандалакшу, Умбу... Море... Ночевка в районе мыса Носок.
Процедура купания в Белом море.

{mosimage}

Ливень с сильным ветром ночью. Примечательного ничего, разве только, что ночью пес сломал и молнию  у палатки… получился гостевой дом с питанием для комаров…да, надо учить собаку расстегивать и застегивать «молнию»… {mospagebreak}

Часть 2. Там.

Затем мы проехали дальше, и заехали в какое-то болото. Там Кекс отказался заводиться. Грязь, комары…

{mosimage}

У Капитана, как у истинного джипера в запасе был лишь вариатор, да и тот остался от прежнего хозяина… Начали с простого. Бензин, искра, свечи, провода, трамблер, мамблер, вибратор,  карбюратор, … не заводится… Да, еще я оступился и чтоб не упасть мордой в болото схватился за что-то и…. оторвал нахрен… бачок от ГТЦ…Ну… тормоза и так были не ахти… завестись бы…Капитан отнесся ко всему с присущим ему спокойствием, поставил чайничек и стал искать место под палатку… Когда ничего не получается – смотри инструкцию. Cмотрим. Этот вариатор оказывается не просто железная хреновина со спиральками, а она еще и принимает участие в работе зажигания. Меняем. Заводится… Таким мудаком я себя давно не ощущал…С трудностями выбираемся (лебедка) и  находим не плохое место для стоянки рядом с впадением Хлебной реки в море.

Встали там, на пару дней. Погода стояла прекрасная. Место красивое. Задолбали местные, приезжающие и ночью и днем ставить и проверять сети. Но особо не мешали. Моя первая рыбалка в Белом море. Накачал лодку и поплыл, хрен знает куда, т.к. отлив и прилив там очень значительны,  а место мелководное. Выплыл на глубину(км полтора от берега!), бросил якорь… мля…2 метра! Отплыл метров сто – 2 метра, еще сто – 3 метра. Так и отплывал, пока подо мной не оказалось метров 7. Оглянулся вокруг. Стало не по себе. Увлекся, что-то греблей…Волны пологие, но высотой под метр и между ними яма тоже под метр. Беломорские качели. Бесплатный аттракцион. В голову полезли мысли о «морской болезни»… Ладно, думаю, буду ловить, пока не блевану… что ж, зря греб в такую даль… Берег виден и даже могу различить место нашей стоянки.  Лодка медленно сдувается… Ловлю. Поролон. Головка 20 грамм. Чисто судачья поклевка – треска грамм на 300-400. Ну, подумалось мне, дело пойдет!Пара зацепов(поклевок?) что-то тягал туда-сюда… обрывал, т.к. был заякорен, а на зажатом фрикционе рвалось(плеть 0.17) и очень было похоже на сеть. Хотя так далеко местные не ставят. Да мало ли всякого дерьма в море… Всплеск у лодки со стороны берега… смотрю – пузыри какие-то… погода видимо портится и волны с гребнем ,… с каким на хрен гребнем?? На море обычные волны, да и лодка стоит так, что там никаких
гребней быть не может,… смотрю туда опять… Большая черная морда с большими глазами смотрит на меня, делает шумный выдох- вдох и скрывается в воде…

Нет, сфинктор выдержал,… но я вдруг ощутил себя так не уютно в этом довольно неприветливом море на сдувающейся двухместной лодочке, я понял, что даже не знаю кто на меня смотрел и что ему от меня надо… кто здесь вообще водиться и чем питается… Все эти пробелы в знаниях помогли мне добраться до берега довольно быстро…

Видели когда-нибудь глиссирующую весельную надувнушку? Причем,  про якорь я забыл… А в это время случился отлив… Я шел последние сотни метров по дну моря пешком и как дурак тащил за собой лодку на веревке. Ну, москвич, блин...

Игорь сказал,  я был так далеко, что с берега меня было очень трудно увидеть из-за волнения моря. После рассказанного мной он решил нырнуть и застрелить кого-нибудь на обед. То, что с собой надо бы брать  гранатомет,… но у нас, его все равно нет… Местные потом сказали, что это тюлени, что они безобидны и их там очень много…да, конечно, знание - сила…. Только у меня было ощущение, что на меня смотрели как на кусок мяса…

На следующий день Капитан занырнул, настрелял камбалы (или еще чего, с двумя глазами на спине или животе, не знаю, я не орнитолог), но об этом пусть сам расскажет. О своих ощущениях. Оно того стоит.

«Майор Врунгель»?

От себя лишь скажу, что чертовски волновались (особенно Мама Света), т.к. его не было видно 2,5 часа!

Когда нас вконец достало присутствие рядом рыболовецких артелей со всей округи, мы проехали дальше на, собственно, Аметистовый берег. О! Увидев горы раздолбанной породы, принялись с азартом кладоискателей искать аметисты.

Скажу честно, что такое аметист я не знаю, но слово такое слышал, потому чувствовал себя не совсем нормальным, набрав полные карманы какой-то щебенки… но, увидев, что Игорь со Светкой принесли такое же дерьмо – успокоился… так вот они какие, аметисты! Будут всем сувениры…

{mosimage}{mospagebreak}

Часть 3 Там же...

Прекратив разграбление недр мы попили пивка. Но, надо искать место под лагерь, время к вечеру… дорога по грейдеру и аметистовая лихорадка утомили всех… Едем, ищем…вижу в ближнем редколесье зад хомяка, не спеша бредущего куда-то… Большой такой хомяк, полярный, наверное… мляяя… это ж медведь!!!

{mosimage}

До него метров 70… Кричу всем, Светка хватает фото, а мы с Игорем выскакиваем из авто в странном возбуждении… превед медвед, мат-перемат, таптыгин камон и прочее…он посмотрел на
нас как на придурков… и ушел за пригорок…ну уж хрен, ты от нас просто так  не отделаешься…  нам надо фоты крупным планом, да еще с тобой в обнимку…Игорь орет – все в машину! Газ в пол и мы… на том самом пригорке…глохнем, блин…метров 50 до зверушки,

Мишка, видимо, офигев от такой наглости сделал пару-тройку прыжков к нам и… встал в полный рост подняв лапы… мол, к драке он готов… давайте… начнем…хулиярви, как говориться там по-саамски…

Кекс…. не заводится… толи бензин из-за нашего скачка на пригорок не «всасался», толи он
просто издевался над нами… весело было… пока я прикидывал, как далеко мы сможем убежать,
если вежливо предложить этому агрессивному зверю наш резервный ЖПС… мишка потерял
интерес к куче железа без остановки маслающей стартером… Да-а-аа… А вы знаете, что такое
- счастье??  Не став искушать судьбу, мы подождали, пока он не скроется в лесу… Миша, мне стыдно, ты уж прости нас, за наше поведение… ну, москвичи… дикие люди…

{mosimage}

В состоянии аффекта от упущенной возможности сфоткаться в обнимку с Хозяином Кольской
лесотундры мы медленно катились вдоль моря в поисках стоянки… Непрекращающееся щебетание
Мамы Светы о том, что она здесь не останется ни за какие аметисты, что мы моральные уроды и пр.… было нарушено двумя птенцами покрытыми пухом размером с голубя… идущих по дороге…стоп… ну уж с этим детенышем полярного воробья я точно сфотографируюсь на память!…

{mosimage}

Не вышло… как только я взял его в руки… на меня стали пикировать какие-то крылатые бестии
размером с гуся,вопли и шум крыльев которых заглушал крики Мамы Светы чтоб я отпустил
животнайе, т.к. она все равно не будет его варить, что- то в таком ключе… Облом, везде облом, грустно думал я, с трудом забрасывая свое бренное тело под спасительный тент Кекса с тяжеленными карманами, набитыми щебнем… Место нашли быстро, недалеко. Рядом протекал
красивый ручей, куда, как тогда казалось, должны приходить на водопой медведи со всего Кольского полуострова…блин, перед тобой море с огромными и страшными существами, за спиной  - лес с медведями, сверху гуси с клювами как у птеродактиля… ситуацию спасло…пиво!После нескольких банок мы решили, что все не так мрачно! Пива, водки и тушенки у нас – завались, угостим, если чего,  все разрулим!Медведи- это ж вам не люди, с ними можно договориться… С этими оптимистичными мыслями мы и спали в обнимку с топорами и молотками, хотя, помня размеры мишки…. Ну, на крайняк - можно залепить себе в лоб, как анестезия… Очень тронуло по утру наличие в руке у Мамы Светы маленького молоточка…Алкоголь не причем. Виновато ночное ожидание гостя..

{mosimage}

Стояли там тоже пару дней, никто не пришел. Не сказал бы, что к нашему огорчению…
Гюльчатай готовит

Медведя боятся все

{mosimage}

Очередной поиск приключения на свою...

Очень понравилась ночная гроза с сильнейшим ветром, громом и молниями. В преисподней,
наверное, также…

{mosimage}

По рыбалке – треска мелкая на джиг и… какие-то колючие и страшные уроды, похожие на наших
ершей, только в 10 раз больше и разноцветные… никогда ничего подобного не ловил… по-местному – горчак, кажется…

Не дай бог, такое приснится...

На общем собрании решили сменить место и половить рыбки в северной Карелии. Едем.

По пути проехали через аметистовые залежи и… забили все свободное пространство Кекса кирпичами, т.к. Светлана решила на даче сделать клумбу из аметиста. Думаю, чтоб Абрамович
почувствовал себя неимущим… Кекс, видимо обидевшись, что его приняли за самосвал, периодически насиловал нам моск, просто не желая ехать как надо. Увеличив при этом свой и без того не слабый аппетит…

Вечер дня застал нас на озере Колвицкое.

{mosimage}

Из-за удобного подъезда – очень много людей и машин. Не без труда нашли место. Запомнилось два момента. Как Игорь мылся в ледяной воде и рыбалка. Любовь к чистоте привила ему Мама Света. После продолжительного разрушения мозга он с мочалкой залез  в ледяное озеро. Без гидрокостюма, заметьте. Чего только не сделает мужчина, чтоб от него отстали и дали спокойно попить пива…   Кремень! Правда, после «бани» долго сидел на берегу. Восстанавливал кровоснабжение в членах? Спросить у Кэпа было неловко, а у Светки – боязно… Кстати, я не мылся все три недели и не заметил, чтоб мой пес от меня с отвращением нос воротил… а ведь у него нюх получше нашего раз в пицот... Чудные все-таки эти женщины…Ночью я пошел ловить рыбу и забыл облить себя реппелентом (или как там его?), т.к. пива во мне было много и я решил, что комары не станут меня есть… Наивный… Это была моя самая мерзкая ночь в комарином плане за всю поездку… Они лезли всюду и везде, под очки, в глаза. Невозможно было дышать! Искусали всего! Даже веки опухли! Поймав три окунька, я бросил это дело и пришел в лагерь. Попил пивка и – вспомнил, где-то на УАЗбуке кто-то писал, что, раздевшись и получив единовременно 200-250 укусов этих тварей – ты становишься суперменом! Типа, будешь с комарами на одном языке общаться…Мляяя, так что ж я мучаюсь? Открываю очередную баночку и… раздеваюсь…пока все спят и никто не видит… Сразу скажу, что самые интересные места(ну, там где моск) я не оголял. Такую пытку не выдержать…

Вот, к примеру, укус комара (видимо именно туда…)

И после этого укуса человек становится вот таким

{mosimage}

Пью пиво, ем рыбку, жду, когда их будет много… Через несколько минут я решил их посчитать, ведь обидно будет, если меньше 200… Засада… Хрен сосчитаешь! И не потому, что их много, а потому, что у них конвейер – один взлетает, десять садятся, и наоборот…да и на спине у меня глаз нет, но по ощущениям их там – мильярд!!! Мысль, что всей моей крови не хватит, крепнет…Все…хватит!! Оделся… знаете какие ощущения?? Честно - я себя ощущал пьяным придурком, которого искусали комары…

Утром Капитан нырнул с ружьем. Никого не убил, но замерз (в костюме)… {mospagebreak}

Часть 4 Северная Карелия, Онего и – домой.

Подъезжая к Кандалакше мы увидели очень красивые места.

{mosimage}

Решили пару дней провести тут. Съездили в город за пивом и по офигенному спуску, без тормозов, спустились  к  морю. Кандалакшский залив.

Ловлю с лодки ночью (джиг), глубины 10-20 метров, рыбы нет. Проплывает местный. Знакомимся. Показывает мне свою снасть – палка с леской, на леске две зимних блесенки в метре друг от друга, и груз на конце. Вертикальное блеснение на глубине 3-5 метров. Треска мелкая как из пулемета. А про меня – не мучайся, хрен поймаешь, т.к. там (10-20м) - рыбы нет.  Да, я догадался, что там ее нет, уже два часа ловлю – ни поклевки… но рыбы то надо… купил у него кг 3-4, правда одну треску я поймал сам, но, наверное, случайно. На колебалку, дорошкой…60 руб. за кг. свежей трески, кольского стандарта 300-400 гр. Утром Мама Света удивительно вкусно пожарила ее…

Рядом с нами жили утки с утятами и белка. Я ее видел. Почему-то раза в 2-3 крупнее чем в
московских парках. А утки, наоборот, мелкие какие-то…Далее мы нашли глухое место, куда не
должна доезжать нога человека- озеро, куда Винча впадает.  Едем туда! Кекс выпендривается, но мы очень убедительны…

К вечеру, на первой пониженной и с газом «в пол», громыхая аметистовыми бульниками и
уставшие как черти, приблизились к какой-то реке с мостком весьма устрашающего вида…но было заметно, что мост свежеотреставрирован…

{mosimage}

Переехали – табличка «Экспедиция УАЗПатриот 2008, Всем превед». Мы ничего не поняли и
поехали дальше… Надолго нас не хватило и через несколько километров мы нашли подходящую
полянку. Все! Здесь мы будем жить. Место не плохое, но… рядом оказались соседи.

Блин, столько протрястись по убийственной дороге и… соседи.Но сил что-то менять уже не было. Мы с Игорем перед тем как заняться лагерем и костром, сели попить пивка,что стало уже традицией, пригибаясь от летящих чурбаков и бревен, которые метала из леса Мама Света… И откуда у женщины столько сил?? Загадка…Попили, собрали прилетевшие пни в кучу….даже костер развели, пусть Светлана занимается чем-то более женственным…Пошел знакомиться с соседями, вернее – соседей познакомить с собакой, т.к. по опыту знаю, он придет к ним ночью и сожрет все, что плохо лежит… Блиннн, столько «Патриотов» в одном месте я видел лишь по телевизору… Это оказалась та самая экспедиция…  Москва, Липецк, Питер, еще откуда-то… Я думал, что Карелия больше размером…

Знакомимся.

Со многими мы знакомы заочно, по УАЗбуке. Встали патриотоводы на не очень удобном месте, склон, корни, деревья. Видимо,  кто-то рухнул от усталости, и его просто обставили палатками и машинам. Практически все семьями с детьми. Экипированы серьезно.  Много лодок, моторов и водки. Настоящая экспедиция.Вечером следующего дня выпили вместе водочки под рыбку… Вот жизнь… Чтоб встретиться и выпить с москвичами и не только – надо ехать к озеру Хулиярви Княжегубской системы озер Северной Карелии … Кстати, Тир заглянул к ним ночью и сожрал все запасы копченой и жареной рыбы. Удивились – как он пробрался в закрытую палатку? (Сам не понял - молния цела, ничего не порвал…) Блин, неудобно было.

Патриоты простили пса, сказав, что все равно не знали, что делать с рыбой, т.к. объелись уже ее…Всем «патриотам» – привет!Они оттуда собирались потом на Аметистовый съездить.Обещают скоро отчет написать...

{mosimage}

По рыбалке – кисло.Мелкий окунь. Капитан опять ныряет, смотрит на огромное кол-во сетей,
мелкого окуня и на купающихся патриотовских женщин. Рыбы достойной гарпуна нет. В окуней и женщин стрелять не стал, но был впечатлен увиденным…Мама Света, увидев происходящее и заподозрив что-то неладное -  решила самостоятельно сопровождать его на лодке… Чаc мучений, замысловатые зигзаги, кровавые мозоли…Невольно ассоциируется с дамами за рулем… Но - все остались живы…Прощаемся с патриотами , снимаемся, едем на Нольозеро.  Дождь, сыро. Кекс ехать не хочет. Заставляем раза три.Нашли место с красивейшей радугой в пол неба.

Игорь обловился щук и еще каких-то других рыб…

{mosimage}

Я же «курил бамбук»(1 щучка)На глубине никого нет, вся рыба в прибрежной траве. Мелкие вертушки, больше ничего не работало. Правда, был  у меня сход приличной щуки, срезала леску, т.к. поводки кончились уже давно. Это была моя самая крупная в жизни рыба, но я не мог ее взять… Приплыл в лагерь и выпил водки, стало легче… потом еще…

Если встретите в этом озере щуку с блесной (вращалка №2) во рту – не трогайте ее. Она моя…

Дальше мы перебрались на еще какое-то озеро. Кекс продолжал иссушать нам мозги, своим дурацким поведением. Мы так и не поняли почему. Все работало как надо, но он не ехал. То тупил с педалью в пол, то разгонялся сам на холостых… То метров пицот – все нормально…ХЗ, надо на досуге инструкцию почитать…

Очень хорошее, обустроенное место.

{mosimage}

Гора приготовленных дров. Куча грибов и черники. Рыба там есть, но я поймал лишь двух окуней, одного отпустил (маленький). Джиг.

Озеро странное. Плавный спуск на глубину и … ровный «стол» 4-5 метров везде. Без ям, камней, коряг, и прочего… где там искать рыбу - не понятно… при этом вокруг озера довольно приличный рельеф…

Дальше хотели в Муромский Монастырь заглянуть, но, Кекс вел себя непредсказуемо и мы не
рискнули. Пробрались на берег Онеги между двумя мысами. Скачка по бревенчатой гати  и лесу (на всем газу и без тормозов, т.к. по другому Кекс не ехал) запомнится на долго всем… Ночевка.

{mosimage}

Вот так и рождаются мифы о чудовищах

Когда волнение усилилось, оно очень эффектно качало головой. Утром ремонтировали тормоза. Установили новый бачок, залили, прокачали.  Ни хрена не сделали, но со второго качка стало тормозить. До Москвы хватит...Дорога до дома пошла без приключений, Кекс ехал плохо и тормозил тоже. Все как обычно. Мы уже привыкли к его закидонам. По дороге где-то на границе Вологодчины и Карелии видели "пол-батона".

Просвистел навстречу. Выглядел целеустремленным…

В Москве, перегрузив ко мне в машину всякий шмурдяк, собаку и кучу гранитной щебенки, мы
расстались.

Итого:

Пройдено около 4 300 км.
Фин. Затраты – бензин 20 000, еда 10 000, пиво 30 000.

Впечатлений – море.Спасибо Игорю со Светкой!
Мама Света – спасибо! Только ты можешь собирать грибы, сидя в машине, находить сухие дрова там, где их нет, приготовить что угодно из чего угодно, и все очень вкусно! До сих пор для меня загадка, где ты так научилась отличать поганки от съедобных грибов. Даже твое ворчание больше похоже на шелест листвы…

Капитан Врунгель! Твое умение много часов вести машину по камням сидя на «табуретке»
вызывает искреннее уважение. Звание «Мистер Квадратный Зад» должно по праву принадлежать
тебе! Полностью разделяю и поддерживаю твою любовь к пиву. Жму руку.

Кекс! Ты – мозгоклюй! Но, снимаю шляпу! Туда и обратно ты нас доставил. Спасибо. Жму твою
выхлопную трубу…

Но твой прикол с медведем – не забуду! Что-то похожее мне снится в кошмарных снах…

Фотоальбом (дикое количество фотографий):

Монах
Москва-Хулиярви-Москва
2008 год.

Карта путешествия, треки, точки заправок, остановки на следующей странице {mospagebreak}

Обзорная карта путешествия.

Карта путешествия на Кольский п-ов. На карте обозначены заправки, точки остановок, точки интересных мест, общая динамика путешествия. Подготовлена Игорем Кустовым. Адаптация для интернета - Апельсинка.

Общий план

Нажмите на карту для подробного изображения