Печать
Категория: Путешествия
©Мария ака Shita, 2008
 
Внедорожная экспедиция "Северный ветер. Мы у него в ладонях.."
Кольский полуостров, 15 июня - 02 июля 2008 года.
Отчет.
С чего все начиналось
А началось все с журнала «Полный привод 4х4» за 2007 год – с напечатанного в нем отчета «Лапландия 2007» об экспедиции по потаенным уголкам Кольского полуострова.
   Будучи не в силах оторвать взгляд от фотографий удивительных пейзажей, я поняла, что просто не могу там не побывать, и мы с другом начали постепенно готовить свежекупленную «Ниву». Машина обзаводилась силовыми бамперами, экспедиционным багажником, прочной защитой, большими колесами с грязевой резиной, CB-радиостанцией и выезжала на соревнования. Затем были заменены штатные редуктора, переделана конструкция крепления некоторых агрегатов, обварен задний мост и установлен А-образный рычаг вместо тяги Панара.
   Вскоре определились и с целью экспедиции – добраться на «Нивах» до самой  северной континентальной  точки Европейской части России – мыса Немецкого на полуострове Рыбачий Мурманской области. Но не просто добраться, а по бездорожью, посетив по пути наиболее интересные места и объекты Кольского полуострова – природные и исторические. Кроме того, я не видела ни одного отчета, где подобный маршрут проходили бы исключительно на «Нивах», и было интересно проверить надежность этой техники в экстремальных условиях российского заполярья. 
{mosimage} 
В путь


На наше приглашение, размещенное на форумах, откликнулось еще 3 экипажа – 2 Московских и один – Кольский.
Состав:

Экипаж №1 – ВАЗ 21213, 1999 г.в., зеленая под наклейками, колеса 29",  про остальную подготовку написано выше.
Состав – Егор ( в Интернете известный как Suicide) и  Мария (Shita). Обязанности пилота и штурмана исполняют посменно.

Экипаж №2 – ВАЗ  21213 2001г, вишневый,  колеса 31" МТ, ГП 5,38 , лифт, эксп. багажник, защита, шноркель, силовые бампера, лебедка, CB-радиостанция.
Первоначальный состав – Слава (MOTORYCH),   - бессменный пилот и  Антон (Тоха323 ) – недолго пробывший с нами штурман.
Экипаж №3 - ВАЗ 21214 2006г, цвет морской волны,  колеса 28", МТ , ГП 4,3 , небольшой лифт, защита, шноркель, лебедка, CB-радиостанция.
Состав – Игорь (Аdver), - бессменный пилот и  Татьяна (в народе  - Барсук) – бессменный штурман и лучший повар.

Экипаж №4 -  ВАЗ 21213,  вишневого цвета,  защита, СВ-радиостанция.  
Состав: Алексей (Aciddd) г. Кола , един в двух лицах – и пилот и штурман. Присоединился к нам в Кандалакше.

   Пропуска заказаны, еда и запчасти закуплены - в машину не помещаются, флаги и наклейки получены. Экипажи лихорадочно и чуть ли не круглосуточно заканчивают подготовку автомобилей: кто-то срочно перебирает подвеску, кто-то доваривает защиту, багажник или ставит СВ-радиостанцию. В общем, все как обычно. Ох и тяжело же было вставать наутро в день отъезда
Как за 2 дня стереть до корда новые «Hankook'и»
{mosimage}
Выехали, как ни странно, вовремя. Льет дождь, сверкают молнии, гремит гром, настроение приподнятое, хоть и опасаемся за антенны «сибишек». У нас барахлит реле стеклоочистителя, штурман время от времени высовывается на полном ходу из окна и теребит в который раз застрявшие на месте «дворники». Выглядит весело Laughing
    Обедаем в царских палатах Ростова Великого. Вот и Ярославль, родина наших покрышек и  всем известного пива. Близ Вологды попадаем в аномальную зону  -  кругом давно идут ливни,  а здесь, на маленьком пятачке трассы сухо. И тут вдруг встает инжекторная «нива» Игоря. По его словам – уже во второй раз, и именно в этом месте. Выливаем из корпуса воздушного фильтра около литра воды, попавшей туда еще с прошлых покатушек, до этого никак себя не проявлявшая. Меняем фильтр, едем дальше.
Вскоре начинаем искать место для стоянки. Впереди большое озеро Белое, но не тут-то было. Весь берег заболочен, подъезда к воде и даже просто сухой стоянки найти не удалось. Пришлось ехать дальше, до Северо-Двинского канала, где и располагаемся. И тут замечаем,…что половина протектора новеньких Hankook RT-03 MT 31''  на  обоих задних колесах Славиной машины  - как небывало.
{mosimage}
   Да, мы все знали, что задний мост у него был гнутый. Но на глаз он был погнут слегка, в повседневной езде это никак не проявлялось, а поменять и обваривать времени уже не было. Но никто предположить не мог, что это «слегка» вот так вот проявится. Оставалось еще 2 запаски….
   К концу следующего дня колеса дотерлись до основания,  и были поменяны на на запасные 31” от УАЗа, с «дубовыми» покрышками российского производства. И с перепугу заказали новую балку заднего моста в Мурманске, ведь если так дальше дело пойдет, до Москвы просто не на чем будет ехать, а покупать  каждые 2 дня  по 2 новые покрышки тоже не выход.
   Но заменить ЗМ случай так и не представился – покрышки от УАЗа оказались из более твердой резины, и продержались до самой Москвы. {mospagebreak}
Как от нас штурман сбежал
Вторая ночевка была недоезжая Медвежьегорска, на Онежском озере. Погода чудесная, солнце, бескрайняя гладь озера, уезжать не хочется…
{mosimage}
Привычно переговариваясь по рации, замечаем, что что-то давненько не слышно третьего экипажа – Игоря с Таней. Оказалось, у тангенты их 20-летней радиостанции YAESU отвалился  контакт, они нас слышали, а мы их нет. Запаяли его найденным гвоздем.
    В Медвежьегорске Игорь хотел пораньше приехать на заправку… и приехал раньше на 100 рублей. ГАИ не дремлет. Но то, что никто из экипажа не был пристегнут, они почему-то не приметили.
    Вскоре видим громадную стелу «Полярный круг», традиционно фотографируемся . Пошел мелкий моросящий дождик, впереди скопище фур – подъезжаем к Кандалакшскому таможенному посту.  Еле-еле ползем за грузовиками,  и всю нашу группу из потока «вылавливает» сотрудник. Оказывается, мы не заметили и не остановились у знака «Стоп. Таможенный контроль», и въезд в Мурманскую область нам обошелся в 500 рублей с группы. Еще полкилометра, и поворот на Кандалакшу, где нас встречает четвертый экипаж – Алексей на практически стандартной ниве, резине «кама-флейм», без шноркеля и без штурмана. Все экипажи устали от долгого дневного перегона, и более близкое знакомство решено отложить до стоянки. И тут…   
    Подходит ко мне штурман Славы – Тоха, и заявляет: «Мы сколько еще будем без цивилизации? 6 дней ? У меня похоже начинается гайморит, и я могу не выдержать … В общем через полчаса из Кандалакши в Москву отправляется поезд, на него остался единственный билет…»
{mosimage}
Вот так и смылся наш штурман, найденный незадолго до отъезда по объявлению на форуме. Причем до отъезда несколько раз встречались, общались, я задавала вопросы о здоровье и серьезности намерений, получала положительные ответы… Ну не держать же человека. Но самая главная подстава заключалась в том, что Леха со Славой договаривались оплачивать все расходы в экспедиции пополам. А с таким раскладом не за горами настанет то время, когда средства начнут подходить к концу…
   На стоянке в Кандалакшском заливе мы заливали горе изрядным количеством спиртного,  фотографировали потрясающие виды с открывшимися взору заснеженными горами, знакомились с Лехой. С его нивой успели тесно познакомиться еще до стоянки - уставший Егор при развороте не заметил и зацепил ее, за что принес глубочайшие и искренние извинения. Услышав в лесу шум и рев чего-то большого, дошли до дороги и увидели ГАЗ-66 с надписями kolatravel.com с группой джиперов, они ехали в свой лагерь. Затем  долго обсуждали, как поедет и поедет ли вообще  практически стандартная нива по горным булыжникам, разрушенным деревянным мостам, грязи и песку. В голове крутились слова Константина Кушнира о разорванной на части «ниве» на камнях… Но убедив друг друга в том, что мы своих не бросаем, если что – перетащим на тросу, лебедке, или вытянем по частям, под утро разбрелись по палаткам.
   Кстати сказать, утро на Кольском, в период  белых ночей теряет свой привычный смысл – солнце-то не заходит! И небо почти не темнеет. Думали мы - думали, как же сутки мерить, и стоит ли стараться придерживаться режима, и решили что ночь – это время, когда мы спим, а утро – когда встаем, даже если на часах в это время 10 вечера.
{mosimage}
Песчаное зло или Кузоменские пески не отпускают без тоски
    День был солнечным. Вчерашние опасения по поводу сложности выезда с места стоянки не оправдались – видимо после трудного дня и грязь показалась глубже, и горка – круче, и камни – больше, а дорога – извилистей. Дорога круто уходила в горку, на пути лежали увесистые каменюки.
    Для нас, москвичей,  это был первый опыт вождения в подобных условиях  - кто-то глох, кто-то скатывался назад, но вскоре все освоились. Слава поехал искать газовую заправку в Кандалакше,  а мы тем временем тренировались во вскрытии  «нивы» – Леха случайно закрыл ключи в салоне.
    А дальше началось зло. Сначала это был песчаный грейдер красного цвета, в сухую погоду очень пыльный. Пыль забивалась во все щели и дырки, скрипела на зубах, и не спасали даже закрытые окна и салонный фильтр. Уже вернувшись в Москву мы продолжали находить эту пыль в самых неожиданных местах.
{mosimage}
{mosimage}
Поворот на Кузомень - и тут начинается глубокий песок. Еще ближе к морю – и «немного песка» превращается в настоящую пустыню до горизонта – дюны, барханы, редкие травинки. Где-то вдалеке видна деревня, но добраться до нее сразу не получается – упираемся в дюну, тракторные  следы занесло песком, машины вязнут и зарываются. Поискав объезд, попадаем в эту странную деревню. Впечатление такое, что жители – призраки.      
    Мы находимся в параллельном мире, где мы их видим, а они нас – нет. И ребята, и взрослые не то что бы не обращают на нас внимания, а смотрят мимо, будто на пустое место.  Слышны разговоры  о водке, чужой жене,  а рядом – разрушенное ветрами и песками кладбище с обнаженными костями и черепами, и никому из жителей до этого нет никакого дела! Ни в одном другом месте мы еще не встречали такой реакции – обычно жители если и не горят желанием общаться, так хоть смотрят с интересом, по крайней мере замечают.  Или просто здесь туристы на внедорожниках – обычное ежедневное явление?
{mosimage}
{mosimage}


Покидаем это странное место по берегу моря. Песок постепенно сменяется голой и бескрайней тундрой до горизонта, красной в лучах заходящего (или восходящего?) солнца. Несемся по берегу в отлив, красота неописуемая! 
    Впереди на мели стоит баркас, брошенный около 50 лет назад. «Подплываем» по прибрежной полосе моря прямо к нему, исследуем и фотографируемся на память. По берегу проезжаем мимо оставленного рыбацкого поселения – тони Трухинская, рядом  -  ветхий деревянный маяк. Я не смогла побороть искушения  залезть на самую его вершину и сфотографировать пейзаж.
Лагерь разбили неподалеку, на берегу моря.
{mosimage}{mospagebreak}
Минус «нива»
{mosimage}
Встав с утра пораньше, Леха срочно доделывал шноркель из водопроводной трубы – ожидались броды. Первый из них не заставил себя долго ждать – хоть неглубокий, но с большими красными булыжниками в русле заставил призадуматься над траекторией.
    Рядом располагался еще один артефакт – железная печь, очень напоминающая пепелац из фильма «Кин-дза-дза». Экипажи дружно присели, сделав «Ку!» для кадра.
{mosimage}
Затем посетили музей саамской и лопарской культуры – тоню Тетрино, где задержались дольше, чем планировали  - там действительно есть на что посмотреть: множество любопытных вещей разных времен и о них очень интересно рассказывают. А группа джиперов с шишигой здесь час назад была.
{mosimage}
    После поворота из Умбы на Октябрьский дорога стала поинтересней – в колее стали встречаться камни и мелкие ручейки, но она все еще была сильно накатанной. Погода отличная, дорога приличная, народ соскучился по настоящим трудностям, и все больше шутил, что у нас сосисочные покатушки за 1,5 тыс. км. от дома  и недоумевал – зачем им шишига ?
Как вдруг… у Лехиной нивы отваливается мост… Верхняя тяга заднего моста оторвалась от днища вместе с креплением  – оно просто сгнило. На месте просверлили отверстия и закрепили что могли болтами, но продолжать движение по бездорожью было неразумно – импровизация могла не выдержать. Леху решили проводить до Умбы откуда машина должна была выдержать 200 км. по асфальту до дома, где можно будет все хорошенько заварить, а потом воссоединиться с нами в северной части экспедиции.  Но впоследствии оказалось, что сварку в Коле найти проблематично, Леха машину доделать не успел, присоединиться в качестве штурмана  Моторыча тоже не вышло, и с Леха с нами на Рыбачий так и не попал.
    Обидно, конечно- ведь Леха почти месяц готовился, мастерил защиту и шноркель, а присоединиться удалось только на 2 дня. С другой стороны - хорошо, что поломка случилась сейчас, на хорошей дороге, а не где-нибудь на каменном триале в горах, откуда вытащить поврежденную машину было бы гораздо сложнее. Ничего не бывает просто так. А до Рыбачьего Леха съездит и без нас – из Колы до туда рукой подать.
{mosimage}
{mosimage}
Моторыч с Егором уехали провожать Леху, а оставшиеся экипажи – искать стоянку  на берегу Мунозера. Глубокая ночь. Все устали настолько, что внимание, обычно прикованное к камням в колее, рассеивалось, но камни объезжались уже автоматически - без участия мозга.

Периодически то одному, то другому из нас  мерещились  олени,  каменные дома,  громадные зайцы (которые все-таки были на самом деле), и тут из сумеречного леса вынырнуло бывшее село, где от домов остались только кирпичные печи и кое-где покосившиеся деревянные постройки, и ни одного жилого дома. Жутковатое зрелище.
{mosimage} 

    Нашли какой-то отворот от дороги, там и заночевали на белом мху, дождавшись уехавших.
{mosimage} 
 Деревянное зло
От Мунозера хорошая дорога заканчивалась. Наконец-то грязь, опять в колее сплошные камни, которых иногда не видно под ровным слоем воды – только макушки торчат. Спросонок иногда кажется, что едешь вовсе не на машине, а плывешь на катамаране: плеск воды о днище и  необходимость постоянно выбирать траекторию движения между камней в воде создают очень похожую обстановку. 
{mosimage}
Приказал долго жить подшипник нашей полуоси. Впрочем, к этому мы были готовы, он люфтил уже давно. Полуось заменили за рекордное время  - не больше получаса на все.
Вот и деревня Инга, навстречу высыпали местные жители, наперебой указывая дорогу. Узнав, что нам надо через мост, сообщили, что там не проехать, т.к. последний раз там проезжала шишига около года назад.
    Сначала был узкий деревянный мост через широкую реку Ингу, а потом начались полусгнившие гати (по-местному – лежни) с беспорядочным нагромождением бревен или торчащими из воды их остатками, где частенько приходилось думать над траекторией проезда. На одну такую мы потратили около получаса, вытаскивая лебедкой  «ниву» Игоря, провалившуюся колесами точно между продольных бревен, а поперечное уперлось в защиту. В ходе операции слегка погнули рулевую тягу.
    На полпути к поселку Ингозеро встретилась единственная за все это время машина – «буханка», набитая слегка подвыпившими мужиками, которые при виде нас все разом высыпали фотографироваться  Ну и про дорогу конечно расспрашивали. При таком-то количестве народа они машину на руках вынесут
{mosimage}
После опустевшего села Ингозеро колея стала преимущественно песчаной, мы остановились поменять ступицу Славиной нивы - накануне он влетел в незаметную канаву поперек дороги так, что задние колеса оторвались от земли чуть ли не на полметра.
     Вскоре заночевали недалеко от Октябрьского.
{mosimage}
{mosimage}
Гидрозло или «Дорога 1000 ручьев»
С утра Слава с Егором поехали в Кировск за бензином и заодно заменить давно барахливший стартер, а мы с Таней и Игорем поехали дальше по дороге на Ревду - разведывать путь и приготовить обед к их возвращению. Дорога эта называется «1000 ручьев» и идет вдоль железнодорожного пути, по которому еще недавно ходили поезда, а рельсы сняли только в этом году. Остались одни шпалы…
{mosimage}
Поскольку ехали мы в июне, когда за полярным кругом только начинается весна, воды было много не только в крупных реках, но и маленьких речушках и пересекающих колеи болотах.  Я как-то сунулась без разведки в такой большой «аквариум» - машина сначала погружается, а когда вода начинает достигать капота – всплывает, и колеса постепенно перестают цеплять поверхность. Выручила вовремя включенная блокировка и правильно выбранное направление – где помельче.
Дорога в очередной раз пересекает «железку», решаем ехать по шпалам. Ох и непростая это задача оказывается! Жалко, что колеса нивы не могут иметь изменяемую форму 
   Хотя несколько раз машины налетали на такие дыры между шпалами, что мы всерьез начинали опасаться, как бы диски и впрямь квадратными не стали От такой тряски  у меня раскрутился редуктор  ЗМ и вылилось почти все масло. Встали у очередного деревянного мостика, на реке Кица. Пока  я закручивала агрегат  и заливала масло а Таня варила обед, на реку прикатил УАЗик с рыбаками и они успели поймать аж 6 крупных хариусов. Егора бы сюда!
{mosimage}
Приехал Моторыч с Егором. Салон весь в бензине, запах – на километр, подойти к машине невозможно. Оказалось, пробилась наша канистра  - ее быстренько разлили по бензобакам.
А дальше началось гидрозло. Ручей – один крупнее другого. Первым идет Моторыч, мы видим как машина входит в реку… ее подхватывает бурный поток и уносит течением!

Но река небольшая, машина подплывает к противоположному берегу, выравнивается… Глядим мы на все это… и нам туда !? Загнав страх в дальний угол, вперед! Машина погружается, вода хлещет на стекла, потом нива всплывает, неслабое течение уносит вниз, в порог  и на кусты, колеса крутятся, но не цепляются… Еще чуть вперед – там уже помельче, колеса зацепились и машина вылезла из воды. Уф! Это было что-то… 
{mosimage}
    Дальше – хуже. В следующей реке посреди дороги ревели пороги 4-й водной категории сложности, торчали какие-то скалы, бревна… Моторыч не успел даже сунуть морду машины, как ее тут же развернуло и хотело унести. Успел дать задний ход. Нет уж.. можно конечно  переплыть реку, зацепить лебедку, утопить по крышу ниву… Но рядом  идет железная дорога! И мосты там пока еще целые. Так что поедем лучше по шпалам.
    После такого купания Славина «нива» перестала тянуть в горку, а выхлопная труба стреляла и выбрасывала огонь.  Некоторое время ушло на то, чтобы понять в чем дело,  заменить же коммутатор (э это оказался он) было минутным делом.
    Путь проезжался ночью, накрапывал дождь,  окрестности были в тумане, в лесу  темно, грохотали под мостами злобные реки, грохотала подвеска от тряски по шпалам… «1000 ручьев» оставил мрачное впечатление.
Ночевали у Умбозера, на северной его оконечности. {mospagebreak}
Каменное и снежное  зло
У Славы одна из целей в этом походе была посмотреть на священное озеро Сейдозеро и нарисованное на скале нерукотворное изображение старика Куйвы – местного духа. Именно поэтому (а еще из-за опасения глубокого снега на перевалах) мы сменили маршрут, изначально предполагавший путь через Хибины и поехали в Ловозерские тундры. 
{mosimage}
Ловозеры – горы пологие, местами с отвесными скалистыми разломами, дороги иногда ведут к местным разработкам, а иногда их и вовсе нет, просматриваются лишь вездеходные следы.
Забираемся все выше и выше. По рации раздается: «С Вами говорит экипаж борта номер 2. Полет проходит нормально,  мы летим со скоростью 5 км\ч на высоте 800 метров над уровнем моря, температура за бортом – 8 градусов. На этом экипаж прощается с вами, счастливого пути!». Снега за бортом все больше, и вот, наконец, наша тропа, уходящая круто вверх, упирается в снежник. Вылезаем из машин и тут же проваливаемся по пояс…
{mosimage}
Оставив упаднические мысли, все энергично взялись за лопаты, а кому не хватило – за разделочную доску  Два часа упорного труда -  и появилась колея, уходящая вверх под приличным углом.
    Первым пошел Слава. 4 попытки ушли на окончательное выравнивание траектории и утрамбовку снега,  с пятой попытки – ура! Подъем взят! По проторенному пути остальным экипажам было гораздо проще. Еще полчаса подъема.. и «.. весь мир на ладони, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершина еще впереди…». Гора Аллуайв, высота 1000км, и наши машины на ее вершине. А ведь в этом году на колесной технике здесь мы первые!
{mosimage} 
{mosimage}
    Но доехать до рухнувшей деревянной вышки, обозначающей вершину, было совсем не просто: дороги не было совсем,  только огромное каменное поле, состоящее из острых валунов разнообразной формы и диаметра – сплошной многокилометровый каменный триал. Продвигались медленно и осторожно, но ни одна машина не избежала ударов в защиту и пороги.
    С вершины красота открывается неописуемая: где-то далеко внизу раскинулось Умбозеро, за ним – снежные вершины Хибин. С другой стороны – бесконечная лесотундра с  мелкими озерками, с третьей – необъятная пропасть, и только одна вершина – перевал Геологов (1200 метров)  загораживал нам обзор. К нему мы и направились.
    Подъехали к краю грандиозного разлома-пропасти, занесенного снегом. Выше, еще выше… Колеса буксуют и проваливаются…в каменистую жижу. Оказывается, и в горах бывает грязь.  А еще выше единственно возможную дорогу перегораживает массивный снежник. Сходив на разведку за перевал, понимаем, что столько гектаров снега нам не выкопать – вершина и весь северный склон равномерно покрыт снегом. Нет, не пускает нас старик Куйва… Жаль, но возвращаемся обратно, опять каменный триал…
    По карте к Сейдозеру в долине между двух вершин идет тропинка. Спускаемся к ней – а там забор и завод. Через завод не пускают, но по слухам можно объехать вокруг вершины, но достоверно никому не известно. Вот мы и двинулись
    Вездеходная дорога между камней, кажется, уходит вертикально вверх. Стоит заглохнуть или наклониться – машина укатится по склону, никакие тормоза не помогут. Но нивы ползут… Уперлись в один завал, ведущий на оставленный рудник, уткнулись во второй… Нет, дальше дороги мы не нашли. Даже вездеходной.
    Последним шансом  добраться до желаемого места был зимник от села Ловозеро, и нам даже удалось встать на его начало, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что он проходит через глухие болота.

Оно бы может нас и не остановило, но это вопрос времени, а его-то у нас как раз лишнего не было. С сожалением пришлось отказаться от идеи попасть в это заповедное место.
    На стоянку встали недалеко от села на Ловозере.
И еще минус «нива»
К середине дня мы были уже в Мурманске. Нас встретил Владимир, передал пропуска. Вместе посетили «Алешу» - огромный памятник защитникам Заполярья. Затем наша группа двинулась на северо-запад – в сторону Титовки. Но всем составом доехать удалось лишь до Долины Славы  - памятникам мужеству множества солдат, отдавших жизнь за Родину. 
{mosimage}
Дальше и Слава, и его нива ехать отказались. Нива чихала и глохла,  Слава не успел заранее получить пропуск в погранзону, а договорившись на месте или объехав погранпост мог бы подставить всех нас. Да и финансы из-за сбежавшего штурмана подходили к концу.
    Как ни тяжело было расставаться,  но это оказалось единственным возможным решением, т.к.  ни объехать, ни договориться бы не получилось. В обратную сторону его «нива» покатила весело и бодро, у нас же на душе было тяжело – настолько мы привыкли всегда быть вместе.
    Правда день спустя его  плохо натянутая цепь ГРМ перескочила и загнула клапана недалеко от Кандалакши,  и Моторычу пришлось весь день перебирать мотор… В остальном  до Москвы он доехал нормально.
{mosimage}
{mosimage}
Нас же пропустили через погранпост без проблем,  мы встали пообедать рядом с внушительным водопадом на р.Титовке,  и отправились на север – к полуострову Среднему.
    И тут начались такие красоты, что мы просто не могли дальше передвигаться: ежеминутно останавливались фотографировать и любоваться сказочными видами, и очень жалели, что с нами нет Славы. В кристально чистых, зеркально гладких озерах отражались светящиеся в косых  лучах рассвето-заката покрытые мхами скалы, снежники, небо с розовыми облаками, и в розоватой дымке вдали сверкало Баренцево море. Это невозможно описать, это надо видеть!
{mosimage}
{mosimage}
Встретили «Садко» геологов с буровой станции, которые изумились, узнав, что мы собираемся на нивах объехать вокруг обоих полуостровов, пригласили к ним на буровую и пожелали успехов.
    Свернув по направлению к западной оконечности п-ва Средний, разбили лагерь на красных скалах у Волоковой губы. Но не успели поставить палатку, как на землю спустился густой туман, да с такой скоростью, что мы и глазом моргнуть не успели – только что сверкало море, золотились скалы, а поднимаешь взор – ничего этого нет,  еле-еле различаешь палатку и очертания автомобилей.
{mosimage} {mospagebreak}
Солнечный удар за полярным кругом
С утра, пока собирали лагерь, я  ушла в горы – на вершину хребта Муста-Тунтури. Ослепительное солнце шпарит,  ползу по стене, и тут в выемке нахожу абсолютно целый минометный снаряд – тяжеленный, с целым капсюлем. Сфотографировала, и уже собралась скинуть вниз, как вспомнила, что не следует пилить сук, на котором сидишь
{mosimage}
Дальше поехали через маленький, но красивый водопадик к батарее Поночевного. Дорога пока неплохая, проедет даже недопривод, только броды бывают глубокие. 
    На западной оконечности п-ва Средний стоит навигационный подземный бункер с наземной наблюдательной вышкой. Бункер когда-то имел все системы жизнеобеспечения, угольные фильтры, отопление, дизель-генератор. В надземной вышке стоит стол, предназначенный для чего-то тяжелого, а бронированные стекла бойниц – все в пулевых выщерблинах. Конечно все, что было особо ценного  - вывезли, но сохранившиеся от разрушительного воздействия времени и людей детали позволяют мысленно воссоздать быт несших тут службу солдат.
    От навигационного бункера движемся вглубь полуострова – к сохранившимся пушечным орудиям. В машине жарко, вылезаю на крышу фотографировать. Дорога по-прежнему хорошая, хотя встречаются и привычные уже камни, и местами  - «аквариумы».
{mosimage}
{mosimage}
Еще пару часов тратим на обследование подземных коммуникаций, объединяющих комнаты солдат, склады боеприпасов и пушечные орудия. Ценных вещей, снарядов  и приборов конечно уже давно нет, но все механизмы в порядке, смазаны, все рукоятки легко вращаются. Хоть сейчас отражай нападение врага! Эти сооружения построены в 50-х годах и оставлены за ненадобностью. Тотального разграбления избежали лишь потому, что находятся в погранзоне.  Но и это уже не помеха…
{mosimage}
Еще полчаса на солнце, и мне резко становится плохо. Головная боль, тошнота, температура, слабость.. все признаки солнечного удара! Сажусь в машину, засыпаю. Что удивительно, от тряски и прыганья по камням в ниве совсем не укачивает. К вечеру я уже в норме.  Да уж, не следовало забывать, что на крайнем севере солнце может быть не менее опасным, чем где-нибудь на южном курорте. Из похода все вернулись загоревшими, а Игорь даже немного обгорел :) Хожу теперь в бандане.
На последней капле бензина до края континента

Объехав западную часть п-ва Средний, двинулись к главной цели нашего маршрута – полуострову Рыбачий и мысу Немецкий, являющемуся самой северной точкой континентальной Европейской части России.
{mosimage}
{mosimage}
А с бензином произошло вот что: каждый должен был взять 2 канистры по 20 литров, но Игорь в последний момент не нашел вторую, обе наших канистры так или иначе пробились, и заклеить их мы не смогли, как ни пытались. В Мурманске приобрели, но одну. В итоге от Мурманска, через оба полуострова и до Печенги нам предстояло пройти на небольшом штатном бензобаке и одной канистре. Но по-настоящему нехватку бензина мы ощутили уже на Рыбачьем. И попросить не у кого – основным транспортным средством были замечены лишь гусеничные вездеходы.

Но мы продолжаем двигаться к цели – мы просто обязаны доехать! 
    По дороге встречается множество памятников полярным дивизиям, на самом мысе Немецкий – действующая военная  база и новенький, самый северный  маяк.
    Еще дальше на север – и наши колеса упираются в острые, вертикально изрезанные ветрами скалы. А за ними  - бескрайний простор Баренцева моря – моря Северного Ледовитого океана. И ветер. Вот он, северный ветер… и мы у него в ладонях… 
{mosimage}
{mosimage}
Опять глубокая ночь, над бескрайним океаном – рассвето-закат. Не отпускает ощущение сказочной нереальности всего происходящего – пейзажи вокруг, розовато-оранжевый свет над морем в 3 часа ночи, тот факт, что мы вообще не смотря ни на что сюда добрались, и то, что это действительно самый настоящий край света… И только современный маяк и возвышающиеся купола радаров возвращают нас с небес на землю.
    На долгие поиски наиболее удачных ракурсов сил уже не хватает, фотографируемся как есть, развешиваем флаги, выливаем из канистр последние капли бензина, и спешим укрыться от цивилизации и найти место для ночевки.
    Как только скрылись за скалами все объекты человеческой деятельности и мы остались один на один с природой, поставили палатки прямо на высоком утесе над океаном. Вокруг бегали лисицы, шныряли из-под ног куропатки, а мы еще долго лежали на утесе над обрывом. Холодный ветер продувал насквозь, но невозможно оторваться – хочется любоваться вечно океаном  и прибоем, небом и скалами – когда еще удастся здесь побывать и увидеть снова эту суровую северную красоту ?...
    На следующий день осматривали бывший гарнизон Скоробеевский.  Когда-то в небольшой городок входили пятиэтажные дома, школа и детский сад, склады и простые деревянные домики. Сейчас же все оставлено и разграблено, деревянные дома рухнули, а от каменных остались только пустые оконные глазницы. Впечатление мертвенное и удручающее, будто настал апокалипсис, и никто уже никогда не будет жить в пустынной холодной тундре.
    Недолго осталось лежать и брошенной технике, как и прочему железу: танк, с которым фотографировалась прошлогодняя экспедиция  «Лапландия» при нас распилили и погрузили в самосвал.
    Дальнейшая дорога шла по берегу Баренцева моря, мы еще раз прокатились по отливу и выехали на плоское каменное плато, заканчивающееся ступенями. Нивы их преодолели осторожно, но без посторонней помощи.
    Не доехали мы до живописного водопада на Зубовке – ввиду отсутствия бензина решено было не рисковать, а свернуть на прямую дорогу, уходящую к Среднему.  Началось долгое и нудное каменное зло,  было несколько бродов и даже одна деревянная гать. Стрелка бензина колебалась около нуля, когда мы с грустью покинули  Рыбачий и выехали на ровную грунтовку. До Печенгской заправки карбюраторная нива доехала действительно на последнем литре бензина, в баке инжекторной оставалось немногим больше.{mospagebreak}
Немецкая военная дорога
Удачно переправившись во время отлива через приток Печенги (в противном случае мы могли бы застрять на полдня),  наша колонна из двух машин взяла курс на старую немецкую дорогу, и переночевали у озера в первом же отвороте.  Пока мы спали, шел дождь, с утра термометр показал +4 градуса. Это был единственный день, когда окружающая температура падала столь низко.
    Среди нас не было ни одного заядлого рыбака,  но спиннинг мы все же брали, и только сейчас Егор попробовал ловить. Рыба схватила со второго же броска, да так, что пришлось ее резать чтобы достать блесну. На сдедующих 3 заброса поймали еще 2 рыбины, на этом клев и закончился. А рыбы странные – нигде таких раньше никто не видел. Хищные, вытянутые, вся нижняя часть брюха ярко -оранжевая.
    Сама дорога представляет собой удивительное зрелище: посреди тундры вдоль хребта Муста -Тунтури 60 лет назад немцы построили дорогу, все откосы и перемычки выложили плотно подогнанными друг к другу камнями, а сверху – плотный грунт. И сейчас эта дорога протяженностью около 100 км выглядит в точности, как новая! Покрытие – получше некоторого  асфальта, ни один камешек откосов не развалился. Только вот деревянные мосты сгнили.
{mosimage}
{mosimage}
В местах, где дорогу пересекают многочисленные ручейки, надо было пересекать каменные канавы поперек дороги,  если река покрупнее – то вброд, в объезд  ныне не существующего деревянного моста. А в некоторых местах от мостов осталось лишь 2 продольных бревна – ровно в ширину колеи машины. Осторожно, по миллиметру, глядя на указания штурмана,  преодолеваем и эти препятствия.
    Дорога забирает вверх, и тут нас опять поджидает снежник. Объехать не получится, берем в руки привычный инструмент нивовода. И опять мы здесь первые! Забравшись на ближайшую скалу, вижу остатки какого-то пулемета. Через полчаса натыкаемся еще на один снежник – маленький и с виду не страшный, решили штурмовать сходу. Проехав больше половины, переднее колесо  неожиданно целиком  проваливается в снег, нива опасно накреняется, а заднее беспомощно вращается в воздухе.  Небольшой подкоп, и машина на свободе. Игорь прошел без эффектных зрелищ. 
{mosimage}
{mosimage}
Дневку сделали на маленьком мыске одного из бесчисленных озер, и вокруг было на
что посмотреть. Пока Таня готовила обед, я лазила по окрестным вершинам и немецким блиндажам, ребята искали следы войны. И нашли около 20 разных минометных снарядов - целых и не очень, множество немецких патронов и гильз, лошадиную упряжь и ржавые подковы, тюбики немецкой ружейной смазки с немецкими надписями «сделано в Берлине» и многое другое.
  

  Некоторые снаряды даже были идеально сохранившиеся, в черной краске, с обозначениями цифрами. Вот ведь немцы делать умели - пролежав в тундре 60 лет под дождями снегами и ветрами, в снарядах остался сухой порох - хоть сейчас взрывай.
    На возвышенностях и на склонах гор остались немецкие укрепления, но "копатели" поработали и здесь - вся земля внутри перерыта.
    Гуляя по окрестностям, со всей живостью представляются развернувшиеся здесь масштабные сражения, и кажется что еще совсем недавно, не больше года назад здесь рвались снаряды, трещали пулеметные очереди, сидели в окопах люди. Не по книжке, не понаслышке, а воочию понимаешь, как тяжело было людям сражаться и пытаться выжить в условиях заполярья, особенно зимой. Наши или немцы - для смерти все едино...
    Вокруг - разломанные укрепления, обломки лопат и снарядов, ржавые мотки колючей проволоки… Как хочется, чтобы подобного больше никогда не повторилось.
    Как ни грустно было расставаться с этим суровым, запоминающимся на всю жизнь, но полюбившимся северным краем, уникальной природой и потрясающими пейзажами, но пора опять в дорогу, домой...
Обратный путь
{mosimage}
Уезжать совсем не хочется, тянем до последнего. В нашей 4-х ступ. коробке начало выбивать 3-ю передачу – развалилась пружинка синхронизатора. Ох и неудобно же ездить по городу, переключаясь со второй сразу на четвертую
    В Мурманске заехали к родственнику Татьяны – Максиму, который нас накормил вкуснейшей рыбой, разрешил помыться ( в полярных-то озерах холодно!) и съездил за запчастями, за что огромное ему спасибо.
    На ближайшей эстакаде поменяли все масло после купаний в многочисленных бродах. Ехали особо не торопясь, осматривая близкодоступные достопримечательности, поплавали с нивами на паромах. На Онежской стоянке построили баню из жердей, обтянутых полиэтиленом с каменной печкой, все радостно парились, охлаждаясь в озере.
    Начало спускать колесо. А мы уж думали, что никто за весь поход так и ни разу и не пробьется.
Оказалось, что колесо даже не проколото – просто между камерой и покрышкой были песчинки, они-то и протерли дыру. Простой вариант одеть запаску и в ближайшем шиномонтаже залатать «больное» колесо Егора не устроил – интересно самому попробовать.
    В итоге через 2 часа возни на обочине с 3-мя монтировками и хай-джеком (иначе покрышка с обода не снималась), испортив запасную камеру, резина превратилась в бескамерную и была водворена на место.
    В Петрозаводске попрощались с Таней – ей предстоит все оставшееся лето водить группы туристов-водников по карельским речкам. Эх, а ведь когда из Москвы выезжали, нас было ровно в 2 раза больше.. прямо как в истории про 12 негритят  
    На следующий день поздно ночью были уже в Москве, внеся за порог пыль тысячекилометровых дорог…
В итоге
В целом экспедиция оказалась немного легче, чем ожидалось и к чему все были морально готовы, в том числе благодаря теплой солнечной погоде, державшейся все это время и практически полному отсутствию гнуса, но очень интересной и насыщенной впечатлениями.
- Мы доехали до цели и даже вовремя вернулись!
- На «ниве» нет таких мест, куда нельзя было бы проехать, если очень захотеть – вопрос времени и потраченных усилий.
- Даже если «нива» сломалась, купить запчасти или найти автосервис можно в любом северном городе. Но главное хорошо готовить машину заранее, и даже не пытаться ехать в дальнюю экспедицию, если она гнилая.
- За время поездки мы в среднем прошли 5500 км, из них около 2000 – по разного рода бездорожью.
- На поездку с экипажа ушло около 30 000 руб, из них около 15500 на бензин.
- Потери и незапланированные расходы: Экипаж №1- подшипник полуоси, 2 реле вентилятора, синхронизатор 3-й передачи КПП, 2 колесные камеры, немного проблем доставлял засорившийся карбюратор и почти убились амортизаторы. Экипаж №2: Подшипник ступицы и сама ступица, 4 покрышки, коммутатор, балка заднего моста, стартер, аккумулятор, натяжитель цепи и клапана. Экипаж №3 – 2 оптических элемента HELLA , слегка погнутая рулевая тяга,  2 мокрых воздушных фильтра, амортизаторы примерно в том же состоянии и неопознанная ошибка на борткомпьютере, никак не влияющая на работу.
    Больше половины из перечисленного можно было бы избежать, предприняв соответствующие меры еще до выезда.
- Нива на 31-х колесах с ГП 5,38 едет по камням в горку значительно уверенней остальных, зато проигрывает на асфальте. Понижающий ряд в РКП мог бы решить проблему. Технические решения в виде обваренного заднего моста, А-образного рычага вместо тяги Панара, толстая защита по всему днищу показали себя очень хорошо.
- Каждый понял и решил для себя, что ему не хватает в туристической машине,  а улучшением и доработкой как раз и будем понемногу заниматься  до следующего года и нового похода…
    Ну вот, собственно и всё.
    Благодарю Константина Кушнира, Владимира Пурцкова, клуб «Внедорг» и ресурс «geocaching.su» за помощь в подготовке мероприятия,  Максима Шурукова и всех участников  - за участие и замечательную компанию  До новых встреч!
Фотоархив
{mosimage}
 
Мария ака Shita, 2008 ©