Мысль посетить Карелию осенью засела в голове после прочтенного отчета. И спустя ровно год это удалось осуществить. Мы проехали по Осударевой дороге.

Участники



1) Саня ака Охотник, Юля ака Мурмупа, Антон ака Бункер на Toyota Surf на 33 резине (по преданиям Фу Раннер, он же Зверик)

2) Сергей ака Садху, Катя ака Апельсинка на Ваз 21213 на 31 резине (Барсоход)

Историческая справка (Осударева Дорога)

Так что же такое Осударева Дорога?

“Водно-волоковый путь, по которому, согласно одной из теорий, в 1702 г. в ходе Северной войны солдаты и крестьяне под командой Петра I протащили из Белого моря в Онежское озеро (от устья реки Нюхчи в Онежской губе до Повенецкого залива Онежского озера) два военных корабля. С помощью этих переброшенных судов и войск через некоторое время были взяты шведские крепости Кексгольм (Приозерск) на Ладоге и Нотебург (Орешек, Шлиссельбург, Петрокрепость) при истоке Невы.

В сущности, трансокеанское преодоление Петром I Беломоро-Балтийского водораздела по территории нынешней Карелии стало своеобразным трамплином, линией пространственного разгона для последующего взятия Ниеншанца, для установления русского контроля над устьем Невы и для основания Петербурга.”

 

 

Начало пути

Дорога в Пудож была легка и приятна (Москва-Ярославль-Вологда-Вытегра-Пудож). Переночевав рядом с городом, на следующий день достигли поворота на Осудареву дорогу. Это в районе деревни Лобское.  Проехали Тихвин Бор и первый капитальный мост через р.Выг. Свернули с хорошего грейдера на более узкую дорожку. Там, по пути, Саня подстрелил утку, которую доставал Бункер (явно с удовольствием). По пути встретились тоже охотники на стандартной ниве с такими хитрыми-хитрыми лицами. Поздоровались, да разъехались, каждый в свою сторону. В этот день мы преодолели первый брод. Вечером попировали уткой (который построил Джек, в смысле, которую подстрелил Саня).

Утром следующего дня нас ждала красивая дорога-ручей, на которой нас впервые посетило солнышко. Красотища вокруг! Проехали Лесопункт, который был весьма обжитой. Виднелись свежие срубы, новые печные трубы. Заходить туда не стали. Через несколько километров мы достигли Ур.Ворожгора. Большая поляна с травой под покос. Посреди сохранился сеновал, вокруг еще несколько полуразвалившихся строений. Но наша цель на сегодня, немного свернуть в сторону и доехать до Петровского Яма. Дорога туда вела самая разбитая. Уклон дороги, много камней и длинные лужи, которые тоже напичканы камнями. Перед самым урочищем дорога ведет напрямую через мелкий перелесок, в котором угадывается колея былого направления.

Опасность представляет собой еще старые коммуникации в виде поваленных столбов с проводами (провода все-таки наматывались на все что под машиной). Много следов медведя. Но, в итоге нам удалось доехать до урочища. В самом урочище все заброшено и прогнило. Осталось много погребов, правда все они уже провалились. Перед самым выездом на поле стоит памятник неизвестному солдату. И вот они просторы! Громадное Выгозеро простирается перед нами. Мы же, бросив машины, пошли до старых причалов пешком.

Историческая Справка (Петровский Ям)

 “Заброшенный поселок Петровский Ям расположен на правом берегу реки Выг, был сооружен в память об историческом волоке в 1880 году, а также, с благословения Русской Православной Церкви, место уничтоженной в советское время Петровской часовни.

22 и 23 августа 1703 года русские войска в составе пяти батальонов Преображенского и Семеновского полков организовали здесь сначала понтонную переправу через реку Выг, а затем остановку для ночлега. На Руси издавна подобные места назывались «ямами», от ямских стоянок, где можно было поменять лошадей, пополнить провиант и отдохнуть.

По сохранившимся в народе преданиям, в Петровском Яме для государя, генералитета и бояр ставили «зимушки», небольшие домики с земляными крышами, а гвардейцы и работный люд размещались на лавасах. Лавас - один из древнейших способов отдыха и охоты на Русском Севере. На высоте 2,5 метров на четырех растущих рядом деревьях устанавливается помост из крупных веток. Под ним на земле, с подветренной стороны, разжигается костер, создающий своеобразную тепловую блокаду снизу. Забравшиеся на лавас могли спокойно сушить одежду, отдыхать, не боясь хищников и змей.

В наше время берега Выга основательно изменились. После открытия Беломоро-Балтийского канала уровень воды здесь поднялся на 6 метров, и собственно армейская стоянка Петровский Ям, подобно сказочному граду Китежу, навсегда ушла под воду. Над ней уже более 70 лет несет свои воды речной залив почти километровой длины.

В этом месте проходила знаменитая «Осударева дорога», а во время Великой Отечественной войны располагался госпиталь №2212.

История связана с финским подразделением, действовавшим во время войны не только на территории Карелии, но и в соседних областях России. Речь идет о деятельности отдельного разведывательно-диверсионного батальона дальней разведки при главной квартире (штабе) финской армии. …Головорезы именно из этого батальона совершили нападение на советский военный госпиталь № 2212, что было запрещено международными конвенциями. В ночь с 11 на 12 февраля 1942 года финский отряд на лыжах подобрался к госпиталю, когда его медперсонал и раненые, ничего не подозревая, спали. Несмотря на флаг медицинского учреждения, – белый с красным крестом, – финны подожгли все автомашины, складские помещения, а палаты с людьми забросали гранатами. Раненые в одном нижнем белье пытались выбраться из горящего здания, но их тут же расстреливали. Диверсанты не пощадили и медицинский персонал. На месте были убиты санитары, медсестры, военврач Гиндин. Из медперсонала уничтожено около 30 человек, пятеро ранены... Газеты опубликовали материалы о зверствах финских диверсантов над беззащитными ранеными. Весь Карельский фронт негодовал тогда по поводу действий врага.”

Немного мы там пробыли, поджимало время. Начинало смеркаться, и быстро преодолев обратный путь до дороги,  заночевали на вырубке. До Валдая идет хорошая дорога. Вокруг сплошные болота , местами запруды бобров , и длинные гати . Средняя скорость движения 20 км/ч. Трудностей нет нигде, везде есть мостки, а бродики весьма мелкие. За пару км до моста через р.Вожма дорога становится совсем хорошей, по ней можно буквально топить все 60 км/ч. Рыбная ловля на реке не задалась и мы поспешили в Валдай, где одна из задач – заправка. {mospagebreak}



Сам Валдай очень приятный город, с большой центральной площадью, на которой сосредоточено почти все – 6 магазинов, милиция, почта (кибер-почта есть, значит и Интернет тоже есть). Население очень дружелюбное, у которого мы и выведали как тут заправлять. Информацию про то, что на Валдае есть заправка мы знали еще в Москве от Манихейца. Сначала бензин надо заказать, делается это в одном здании, зеленого цвета. АИ-92 стоит 27.80 рубля, дизель 28 рублей, есть также АИ-80. Сама заправка находится рядом с местом оплаты. Чек отдаешь в будку и вперед к колонке. Бензин очень хороший. Время работы зеленого домика, где принимают оплату - с 10 до 17 каждый день, кроме выходных. Время работы колонки с утра и до 20 вечера каждый день.

Заночевали на песчаном берегу, проехав немного в сторону Вожмогоры. А ночью была сказка. Выглянула луна и светила так ярко, что можно было читать книжку.

На следующий день мы проехали значительную часть дороги, где стало ясно, что самое сложное мы уже преодолели. Начались стандартные карельские грейдеры и хорошие гати. Стали попадаться следы группы Немодного, который возглавлял колонну машин из Club4x4. Рядом с их отметинами и мы решили поместить свой знак и сделать общую фотографию. По пути встретили государственный знак обозначающий статус грейдера. Заночевали на развалинах пос.Светлый. Все вокруг было усеяно рельсами, бочками, и прочими техногенными откликами былого поселка. Рядом озеро, тихое и безмолвное. Даже немного зловещее…

Очередной день ознаменовал себя препятствием в виде затопленной дороги. Затопили ее бобры, которые построили мега плотину, и вода поднялась настолько, что почти закрывало колеса на моей ниве. Саня немного разобрал плотину, подождали пока вода схлынет см на 10 и проехали. Все. На этом реально все самое интересное из препятствий закончилось. Проехали Сумский Посад, где нас остановили местные гаишники. Они очень удивились как мы проехали по маршруту.

В поселке Вирма. Заскочили сфотографировать местную достопримечательность – деревянную церковь (Петра и Павла).

Историческая справка (Петра и Павла церковь, Вирма)

“Петропвловская церковь построена в 1696 году. Это клетская постройка с 'кубоватым' покрытием в храмовой части, завершенной пятиглавием. В 1759 г. (?) увеличена высотоа трапезной, упразднен самостоятельный вход в храмовое помещение, увеличены оконные проемы, установлен резной иконостас. В 1874 г. церковь обшита тесом, окрашена белилами, изнутри оклеена обоями. В 1894 г. позолочен иконостас, вычищены иконы, отремонтирована обшивка. В это время постройка четырехчастная, разновысокая, разноширокая. 'Куб' зашит досками. В 1909 г. построена новая трапезная и крыльцо. Выделен Зосимо-Савватьевский придел. Отремонтирована обшивка, подведены фундаменты, стены побелены.”

Пролетели Беломорск, немного правда поплутав в нем. И в этот же день посетили Беломорские Петроглифы, которые расположены на красивом плато, правда оно исхожено гораздо больше чем Бесов Нос на Онеге. Засрано основательно, и колоссальное количество петроглифов варварски сколото зубилом. Что поделать – наличие рядом федеральной дороги способствует этому…

Асфальт, асфальт…Дорога домой. Заночевали, свернув на грейдер в район урочища Окуневаракка.

По пути Юля предложила, а мы естественно поддержали ее желание, посетить Поор Порог (первый СУ Карелия Трофи) и водопад Кивач. Что мы и сделали. Красота и мощь обоих мест не перестаёт удивлять. Сам Поор Порог выглядит осенью так, интересно сравнивать с летними снимками 2007 года. Там же обнаружили «шалаш людоеда».



На Киваче я был впервые. Очень стоит его посетить. Въезд на территорию парка стоит 20 рублей. Сам водопад безумно красив. На территории есть музей, экспонаты которого Апельсинка старательно отфотографировала для детального осмотра дома. В музее представлены фотографии самого водопада, живности что водится рядом, какие грибы растения – в общем музей Природы, одним словом. Сама дорожка до музея выполнена в виде парка редких и типичных деревьев и кустарников Карелии. Так мы увидели там знаменитую карельскую березу.

Летим дальше. Петрозаводск – Пряжа – Подкозеро – Олонец . По дороге (а дело было уже ночью) на обочине видели в свете фар сбитого медвежонка Cry , он еще шевелился, но видно недолго ему осталось. Встали в районе дер.Гонгиничи.

После грейдера на Боровичи, у тойоты заклинил ступичный подшипник. Вытащить его не удалось, поэтому до Москвы Охотник ехал со скоростью 40 км/ч. Нива тоже давала глюки с электрикой (заводилась только с толкача).

Тихвин – Бокситогорск – боровичи – Валдай - Лодейном поле. И мы расстались на федеральной трассе. Саня с Юлей и Бункером заночевали рядом с городом. А мы с Апельсинкой на Барсоходе топили всю ночь и в 7 утра в воскресение были дома. Экипаж Зверика прибыл в Москву днем без особых проблем.

Красиво осенью в Карелии!

Схематичная карта путешествия
 
 
Фотографии


Бункер
http://foto.mail.ru/mail/ak_vol/1

Sadxu & Апельсинка
http://www.off-travel.ru/fotofile/thumbnails.php?album=68

Мурмура & Охотник

http://foto.mail.ru/mail/yusya007/1709

Видео

Мурмура & Охотник

http://video.mail.ru/mail/yusya007/1627/2029.html

Треки

Скиталец (брали трек за основу)
http://www.rus-roads.ru/gps/tracks_and_points/Pudog-Belomorsk.rar

Наш трек (Спасибо Апельсинке)

www.off-travel.ru/etc/tracks/osudarway/offtraveltrack(C)Apelsinka.rar

Источники информации


www.wikimapia.org
www.geocaching.su
www.museums.karelia.ru