Итак, годовой замысел стали мы воплощать в явь. Север России, а именно Мурманская область, которую все называют попросту Кольский, нас давно манила, но только в этом году так случилось, что возможности совпали с желаниями. Я долго думал как назвать отчет, что емко охарактеризовать наш путь, но слишком многогранен он вышел, что впрочем не удивительно, ведь длина пути достаточно большая, и увиденное, по приезду, до сих пор в голове не умещается.

Традиционно все джиперы и путешественники едут на Север, что прикоснуться к самой северной точке - мыс Немецкий. Для меня тоже было сначала интересна именно эта цель, но сейчас я понимаю, что каждый находит там что-то свое. И для меня - это хребет Муста Тунтури и Терский берег. Это стало ясно уже ближе к концу поездки конечно. Тогда же мы просто ехали.
Итак, ранняя утренняя встреча на ярославке - и впереди большой пробег Москва-Пудож. Нас 2 машины, престарелый американец Chevrole Astro LT и Toyota 4Runner и 4 человек. Маршрут пробега за первые сутки отрисован тут https://maps.google.ru/maps/ms?msid=202212426311933609597.0004c6a904cea7cef5e6b&msa=0

Что хочется сказать о дороге. Если до Вологды все хорошо, то ближе к Вытегре - дорога становится полным гавном, которое так или иначе лучше не становится. Разный сорт хренового покрытия. Перед вытегрой, из-за размытия дороги асфальт вообще заканчивается и надо ехать по зубодробильному грейдеру, который хреново переносится на полностью груженом автомобиле.

Средняя скорость весьма низкая при сильной качке автомобиля на асфальтовых ямах. Дорогу эту полностью забросили, и делают какой-то ремонт, который сводится просто к заливке свежего асфальта на старые ямы. Понятно, что толку ноль от такого ремонта. Забегая вперед скажу, что больше этой дорогой не буду пользоваться никогда. Т.к. красот там особо нет, машин правда мало, но дорога вымораживает. Буду ездить теперь только через Питер - там дорога ровная как стол и пробег в 1000км ты ощутишь только затекшей попой, а не усиленной рулежкой по провинциальной дорожке.
Правдами или неправдами, ночью мы отобедали в Пудоже и встали рядом с ним на полянке. Пробег составил порядка 950км

Фото следующего дня:

Пудож-Тэдино-Мурманск-Титовка (день 2 и 3)

В этом посту я объединю 2 дня поездки, т.к. это по прежнему были дни доезда до начала основного пути. Дорога от Пудожа до Медвежегорска уже не приносит былОй радости. Стала она уж очень разухабистой, быстро приходит в негодность, ремонтировать ее не будут капитально. Сразу за Медвежегорском начинается капитальный ремонт трассы Кола М18. Местами видно что трассу полностью переложили, взорвали скалы, новое полотно. Скорость передвижения резко падает.

  Зато потом полный феншуй

После всех этих зубодробильных перегонов на моем древнем ранере стали осыпаться некоторые вещи – площадка заднего амортизатора к раме. Ее просто разломало. Вечерело и была суббота. Остановка у ближайшего сервиса выявило адрес где есть сварка – станция рабочих, прокладывающих трассу. Место это было с плюшевым названием Тэдино. Через пару км от Тэдино мы остановились на ночевку в 1 ночи, но было уже достаточно светло, приближаемся к полярному кругу, а утром поехали обратно в Тэдино на ремонт. Именно там рабочий сделал мне все что мог (за что ему несомненное огромное спасибо). Наши девушки, а именно Юля как инициатор кинулась в придорожную кучу каменного шлака, где стали выискивать и находить такие минералы как апатит и гранат, чем вводили в легкое замешательство суровых работников дорожной бригады. Камни вообще проходили через всю нашу поездку по причине такого увлечения у Юли - искать камни и складывать в коллекцию. Благодаря ей, в последствии, мы нашли много чего интересного. Амортизатор заработал снова. В третий день доезда на трассе мы увидели такого вот мамонта и его мамонтенка

Пейзажи стали изменяться

Радуга порадовала и придала уверенности, что путешествие закончится благополучно. Проезжаем город Кола близ Мурманска, которая как Мытищи при городе Москва. Начинаем думать о заправке. В итоге заезжаем на Statoil, где работает замечательный принцип – сначала заправка, а потом идешь в кассу оплачивать. И нет каких-то мутных людей, которые вроде как заправщики. Проезжая по касательной Мурманск отметили здоровенный мост трассы, которая ведет в Киркинес (фото из инета)

Памятник русскому идиотизму, как мне кажется. Это громадный мост длиной 2,5 км. Гордость то – что он один такой за полярным кругом, по 2 полосы в каждую сторону. Но трафик там такой мизерный, что он не дотягивал и до половины надобности моста, который был всегда – в Коле. Другими словами отгрохали здоровенный мост за космос денег. Хотя для переброски войск наверное задумывался… Из Мурманска мы выехали поздно и надо было еще внимательно ознакомиться с мемориалом Долина Славы на правом берегу реки Западная Лица. доехать до Титовки и встать где-то лагерем. К мемориалу защитникам Советского Заполярья мы приехали часов в 23.00 вечера, и практически начали совершать ошибку любого, кто впервые столкнулся с белыми ночами. Езда ночью, спать до часу дня : )) . Сам мемориал очень трудно пропустить, его видно по 2-м стеллам.

С мемориала открывается вид на сам хребет Муста Тунтури

Мемориал потрясающий. Правильно пишут, что он такой один. Такой живой, от него просто тянет скорбью. Осмотрев, помолчав – вернулись на трассу. На посту КПП около реки Титовка проверили паспорта, сказали что за сутки в сторону Рыбачего проехало около 70 машин, не считая мотоциклистов, коих было приблизительно столько же, пожелав хорошей дороги, распрощались. И это было начало Дороги для меня и повторение ее для Ромки. Поворот на Рыбачий действительно трудно пропустить – это неприметный поворот сразу после моста через реку Титовка. Время было к часу ночи. Мы, уставшие, встали совсем недалеко от начала дороги, в приятном местечке. Долго ворочались, не понимали как обустроиться, чтоб яркость ночи не мешала спать. Только накрыв глаза чем-нибудь можно заснуть. Забегая вперед, понимаю, зачем в гостинице Мурманска такие тяжеленные плотные шторы – они просто не пропускают ни единого люмена света в комнату.

 

День 4.

Титовка-Муста Тунтури-Музей Славы-Средний полуостров

 

Сегодня, пожалуй, один из самых насыщенных дней. Правда, когда мы встали часам к 11 дня, то этого еще не понимали. Одно мы знали наверняка, что, наконец, пробег будет совсем мизерным - не более 50км, а пейзажи должны уже завораживать. Вообще, надо отметить, что каждого путешественника тянет на Средний и Рыбачий по разным причинам, кто-то едет за видами тундры, кто хочет посмотреть на изумрудные Муста Тунтури (если с погодой повезет), кто хочет отметиться на мысе Немецкий, а кто-то едет прочувствовать войну, которая тут была. Я от темы войны сознательно все уходил и относил себя сначала к путешественникам, которых вид за окном приводит в восторг. Со временем мое мироощущение конечно же поменялось - война в этих местах поразила до глубины души. Но об этом позже. Наш утренний лагерь

Снизу протекает река и сердце поет. На улице достаточно тепло, но солнце не так жарит как у нас в средней полосе.

У меня опять стал отваливаться амортизатор. Что говорить - возраст машины далеко не новый, всему приходит усталость. Кое-как подвязали проволочкой.

И тронулись в путь. Сегодня должны будем переехать перевал через хребет Муста Тунтури и заехать в самодельный музей Воинской славы на Среднем. И тут виды вокруг нас разыгрались такие, какие степному человеку типа нас - видеть настолько необычно, что челюсть отваливается. Восторг!

Река и традиционное ублюдство. Правда, говорят, что уже замазали.

Немного о дороге. До перевала через Муста Тунтури идет весьма разбитый, даже не грейдер, а такая ямочная-бугровая дорога. Ехать там приходится не более 20км/ч. Ближе к самому хребту становится проще. Но все равно не так хорошо, учитывая, что эту дорогу специально прокладывали военные современности, но методом сгребания ковшом трактора верхнего грунта. Особо крупные провалы всеж заваливали камнями. В основном она выглядит так



Но горы, даже такие невысокие потрясают!

Доехали до примыкания старой немецкой дороги. Вообще немного о топографии. Заблудиться и что-то проехать мимо на Среднем и рыбачем практически невозможно. Так и немецкая дорога примыкает слева (по ходу движения к среднему полуострову). И это единственная дорога которая вообще примыкает к основному грейдеру. Мы останавливаемся насладиться красотами и пополняем запасы воды у ручья. Это вид на начало немецкой дороги

Первый ручей через немецкую дорогу, найдите тут Рому

В сторону Среднего

Переваливаем через перевал

Найдите тут автобус

И упираемся в развилку. Основная широкая дорога, которая уже очень хорошего качества уводит в поселок военных (в прошлом) Большое Озерко. Но нам туда пока не надо, нам нужно объехать средний по западной части, а этот хорошоий грейдер мы оставим на возвращение. Средний полуостров весьма мал. И объехать его по кругу проблем не составит, особенно если вода из луж ушла. Нам повезло. Вода с луж ушла за пару дней до нашего приезда и посему никаких проблем с преодолением бродов и луж мы не испытали. Мы сворачиваем налево, заприметив указатель что-то наподобие Военный Музей. "Заедем", подумали мы. Дорога вдоль южной части Среднего полуострова такая

Большим препятствием может служить речка и брод через нее, но у нас воды нет и поэтому все по плюшевому.

Снова видим указатель с надписью музей, который приводит нас на старую базу геологов. Там находятся люди, которые заметив нас сразу сказали что-то типа "если вы в музей, то подождите, сейчас придет человек и все вам покажет". Сам музей расположен в старой однокомнатной миниатюрной избушке 2 на 5 метров. Рядом со входом сидели какие-то девушки, впоследствии, из разговоров выяснилось что из "Кольской археологической экспедиции", базовый лагерь которых стоит чуть подальше от этого места, и что то тут копают древнее по наводке заграничных коллег. Они тоже были рады, что мы приехали, т.к. это означало, что избушку откроют.

Я долго думал, стоит ли подробно описывать какие трагические события выпали на долю русских солдат на этом краю земли, абсолютно суровому, где наше солнце было скорее великим исключением. Трудно в двух словах описать то, что здесь происходило в Великую Отечественную Войну. Поэтому решил написать весьма кратко, а если вас заинтересовало, то некая информация находится по ссылке

Синим отмечен немецкий фронт. Им противостояла 135 армия. И как обычно, наши позиции были не самые выгодные. Наши занимали плоскую часть вершины хребта, а немцы контролировали эту же вершину, но с другой стороны. Нас от немцев разделяло 50 метров, но находясь там, среди укреплений, ощущение? что гораздо ближе и это расстояние не поддается логике. Как? Это сложно понять, даже когда ты видишь это сам. За нашими был обрыв и Средний и Рыбачий с его тундрами. Позади немцев были все Муста Тунтури. Т.к. тут ничего не зарастает и климат жесткий, кажется война ушла отсюда совем недавно, и это несмотря на то что раскопки и подрывы снарядов тут происходят с давних послевоенных пор. Потрясают немецкие укрепления в противовес нашим.. Потрясает налаженное снабжение немцев и случайное снабжение наших - везли только через море, а корабли регулярно топили подлодки немецкие.

Потрясает, что со стороны врага воевали элитные горные стрелковые норвежские егеря, которые прекрасно знали как обжиться и как воевать в горной местности. И поражает то, что исход стояния на хребте в итоге решил штрафной батальон. Очень, очень сильные ощущения. Похожее было на Синявинских высотах, что под Питером, но тут это столь явно. Музей под открытым небом. Но вернемся к музею. Осмотрев его и послушав рассказы, мы отправились на вершину хребта, где было противостояние. По дороге стоит церковь и небольшой мемориал.

И нам идти на ту вершину

Поднимаешься медленно, склон пологий, но высота под 200м. Вот сторона наших, вдалеке виден Русский полуостров

И вот вершина. Дует ветер, порывы которого валят иногда с ног. Завывает. Завывает в эхе войны.

Только природа в виде старинных берез стелется в каменых трещинах

Наша огневая точка и что вокруг

Броневая капсула, подорванная немецким минометом

Что видели наши солдаты

Вот такое плато. Слева, где памятник и далее полуострова, на гребне наши огневые точки, справа, за колючей проволокой уже немцы

Немецкая сторона

Для масштаба просторов оцените размер человека

Немецкие укрепление построены настолько капитально, что кажется невозможно. Видно, что снабжение, шедшее через немецкую дорогу шло полным ходом. Использовался цемент и инженерные сооружения в виде прорубленных скал и т.п. Сооружения немцев: Окоп, прорубленный в скале и отваленный камнем, в рост человека

Проход через скалы

Скорее всего штаб позиции

А еще нам рассказали, а потом мы увидели стационарные огнеметы. Которые включались дистанционно. Пишут, что пламя достигало 60 метров. В основном огнеметы ставили в ущельях, чтоб лучше распространялся огонь по нашим солдатам. Вот так он выглядит.

А вот и ущелье, которое было нашпиговано огнеметами. И через которое многократно шли в бой наши. Вы только представьте степень мужества людей, котоые осозновали, что живыми не вернуться

Виды и край истории так всех нас впечатлил, что спускались молча. И с каждым шагом осозновали, что в зиму ли, в лето - в те военные годы точно также, внизу горы наши солдаты формировались в бригады, а сверху шел ураганный огонь, осколки камней и грохот. И этим парням дают приказ - идти вперед.. И они ползут, пробираются. Но одних разрывает осколочным, вторые нарываются на огнеметы.. Очень устали мы, как физически так и эмоционально. Но не только война терзала эту местность. Именно на Среднем, точнее на его перешейке был установлен первый МГД генератор "Хибины", заметка про который написана тут http://vmnews.ru/uncategorized/2009/08/29/tayna-hibinskih-glubin

Ученые утверждали, что МГД-генератор может стать незаменимым помощником для поиска и оценки углеводородных месторождений. С помощью его импульсов можно определять границу между нефтью и газом, нефтью и водой, оценивать толщину залежей нефти. Эксперименты, начавшиеся на Кольском полуострове, предполагалось продолжить еще и на Сахалине. Президиум Академии наук СССР утвердил программу работ по исследованию геоэлектрическим методом земной коры в рудных и нефтегазоносных районах Севера и Дальнего Востока СССР на 1981—1985 гг.

Этой работой должен был заниматься целый ряд научно-исследовательских институтов страны. Однако в 80-е интерес к МГД-генератору на Рыбачьем постепенно стал сходить на нет. Появились утверждения, что прикладного значения полученная информация не имеет. Эксперименты на Кольском МГД-генераторе стали проходить все реже. В 90-х сгорел дом, где жили обслуживающие генератор сотрудники. Правда, к тому времени их здесь оставалось всего двое.[/i] [i]от МГД-генератора, который мог бы показать, где находятся залежи, сейчас остались лишь руины. Объект, который был гордостью советской науки, разобрали «металлисты». Уникальное оборудование оказалось в скупке как обычный металлолом…

 

Но мы об точном месте руин этого генератора тогда не знали. Только дома понял где он находился. Распрощались с сотрудниками базы и поехали искать ночевку. Дорога вдоль южного окончания Среднего у подножья Муста Тунтури нашпиговано лужами

Но потом рельеф повышается и есть один каменный подъем, на фоне которого так любят фотографировать. Мы его засняли на видео. Дорога подходит к самому побережью моря.

Где надо пересечь речку. Брод лучше выбирать тот что ближе к заливу, он пологий и легко преодолевается, а тот который на основной дороге имеет ступени и не каждой машине там комфортно будет.

Чайки негодуют

Так, традиционно к 2-м ночи мы встали у одного безымянного озера. Поднимался шквалистый ветер, но небо по прежнему было чистым. У каждого свои цели, каждый сам осмысливает окружающее. И каждый видит что-то свое. Это

Или это

Воспримите это как аллегорию. Заснули моментально. Схема движения сегодняшнего дня

 пробег составил около 30км

 

Очень хороший репортаж о военных действиях близ Рыбачего, на хребте Муста-Тунтури. Телеканал Звезда. Весьма рекомендую к просмотру.

Часть 1

Часть 2
{mospagebreak} 

 

День 5

Средний - 2 Брата - Бол.Озерко - Рыбачий - р.Скорбеевская

Проснулись мы очень поздно, часам к 12. Усталость вчерашнего дня, давала знать о себе. Погода была сильно ветренная. Солнце то появлялось из-за туч, то снова пряталось. Прохладно. На утренней летучке

Порешили, что нужна уже дневка, т.к. каждодневное руление порядочно поднадоело. И сегодняшней целью поставили доехать до впадения реки Скорбеевка в Баренцево море. Для этого нам предстояло проехать около 70 км по Среднему и уже Рыбачему полуострову. Из достопримечательностей - это посещение 2-х священных скал саамов Два Брата, ну и всякие военные темы. Хотя, после осмысления вчерашнего дня от темы войны хотелось уж по максимуму отойти. Пока готовился завтрак обошли окрестности. Тут был пункт наших связистов

А в далеке, на юге от нас - Муста Тунтури

И опять под ногами куча гильз, осколков от снарядов и т.п. Тронулись в путь

Дороги на западной части Среднего полуострова гораздо хуже чем по восточной и выглядят в основном так

Но все они с твердым дном и проще пилить прямо по луже, т.к. объезды выглядят настолько брутально, что непонятно как оттуда выковыриваться. Лебедиться не за что. Вскоре по пути мы проезжаем артилерию. Уже современную. Люди отсюда ушли в середине 90-х. Во всех отчетах есть такие фото, наш не исключение

Вообще на виду три таких пушки, т.е. комплекса. Одна пушка находится прямо у дороги и больше всего разворована. Остальные вдали чуток, и там еще работают механизмы подьема и поворота пушки, зарядные механизмы, но мы не столь большие фанаты заброшенного современного и поэтому довольствовались ближайшей пушкой. Забрались внутрь. Поражает унылый быт, в котором, такое впечатление, заживо гнили срочники. Конечно было отопление. Но вот 70-ти летние бункеры вырубленные в скалах немцами в далеких 40-х гораздо суше, чем помещения этой батареи. Больше всего впечатлила спальная комната

Длина спального места не более 1,60 метра. Вы видите как все заржавело. Какая сырость. Добавить еще завывающий ветер сверху и непроглядную зимнюю въюгу.. Мрак конечно. Как тут служили. Погуляв по корридорам отправились дальше. Дорога выводит практически на побережье, но мы на обрыве - чтоб спуститься вниз надо проехать через военную часть. Но если, по словам Ромы, 3 года назад, у них была просто веревочка на двух столбиков, которую всегда сносили туристы. В этом году уже полноценный шлагбаум и не получится прикинутся идиотами, что мол не заметили, что заехали в военную часть. Мы проезжаем дальше и перезжаем лужу напротив части. В большую воду - лужа эта весьма глубокая, дно не твердое.

И снова мы на обрыве, недалеко от двух братьев. Баренцево море перед нами.

Наши машинки

Заставка на рабочий стол



Спустились на побережье и помчали к скалам. Дорога к Двум Братьям по побережью очень хорошая

Погода так менялась, что мы не успевали фиксировать. то солнце и жарко. То ветер, то дожди, то снова солнце.

Я немного залез на один из столбов

И сфотографировал вид в сторону военной части

Лично меня больше впечатлили фотографии до поездки этого места. По факту - ничего ошарашивающего тут нет. Но это мое мнение. Красиво, мощно, но не цепляет.

Больше впечатляет вертикальная стенка рядом

Вообще интересное геологическое строение местности. Видно, как отступал океан. Т.к. стенка - это материк и океан когда-то плескался у ее вершины. Чуть позже будет еще одна фотография где четко видно как океан в пару приемов уходил отсюда и уровень его падал здесь. Погода менялась стремительно. Буквально было сумрачно и дождь. А через 5 минут снова солнце и жара.

Панда была рада что здесь побывала.

Мы сфотографировали традиционными кадрами

Именно тут у нас обозначилась музыкальная композиция и концепция поездки. Музыка и состояние, с которым мы проехали оставшуюся часть пути до дома.

Видео в тему, место дислокации полуостров Средний, Два Брата.

Отъезжая, замечаем ДОТы

Но 7 часов вечера, несмотря на то что очень светло как днем (солнце висит и висит над морем) - очень хочется доехать до стоянки и встать дневкой. Хочется простого созерцания. Дорога по северной части Среднего растекается ручьями и камениста.

Стоит гора, где слоями отмечено насколько высоко тут был океан. Вон те полосы видите? Это и есть его границы сушей когда-то, в разное время. Высота горы под 200 метров.

Вблизи

Переезжаем перешеек в сторону Рыбачего. Проезжаем единственный оставшийся жилой поселок на полуостровах Большое Озерко и решаем ехать через центр Рыбачего - прямиком к месту, где река Скорбеевка впадает в Баренцево море. Почитывая чужие отчеты об этой дороге писали, что она самая худшая на всем полуострове, т.к. сильно разбита Уралами, и что лужи там такой глубины, что проезд возможен только с аквалангами. Вот с такими вводными мы поехали по этой дорожке. Прямо в Бол.Озерко дорога резко уходит вверх. Потом маленькая ступенька и снова вверх. Так мы забираемся на вершину громадного холма, откуда открывается потрясающий вид. В сторону среднего полуострова

В сторону глубин Рыбачего

Если закрыть капот, двери и убрать людей, то получился бы рекламный буклет.

Мимо проехали велосипедисты, от которых мы выведали, что через 2 дня сюда придет плохая погода, похолодание и дожди. Впоследствии прогноз оказался точнейшим, практически по расписанию. Но на вершине Рыбачего для нас это было ценной информацией, т.к. в плохую погоду на полуостровах, а особенно на хребте Муста Тунтури делать нечего вообще. Дорога оказалась действительно не простой. Она хоть и широкая, но делалась она исключительно для машин типа Урал. Очень много камней



Лужи не фатальные конечно, но очень длинные, зато дно твердое. Конечно у нас нет воды. Но мы прикинули, максимум она там может стоять глубиной до 80см. Объезды поражают своей жестокостью - видно народ тут рубился по полной. Камней фатальных в лужах почти нет.

Но самое интересное, что все, практически все самые стремные и продолжительные лужи стоят только благодаря глиняно болотным бортикам по кромке лужи, не позволяя ее стечь по склону. Мы взрыли пару таких бортиков - вода значительно ушла. не понимаю геройства тут. Что может быть проще, если машина не может проехать по луже - чем слить ее, особенно когда все карты на руках. Зачем эти объезды. Двигаемся по вершине, а справа от нас на соседнем берегу ущелья - тень гонется.

Подъезжаем к очередному мемориалу. Отдыхаем.

Типичный рыбачий пейзаж, в центральной части. Унылый донельзя кстати.

Дорога уходит на спуск и мы видим заостренные камни по сторонам от дороги. Явно видно, что исскуственное что-то. Но мы уже знали, что камни эти поставили против вражеских танков (!!!).

Мы почти доехали, осталось последнее препятствие - мостик из перевернутых ГТС, что мы и проезжаем

И вот он, долгожданный берег. Северный берег Рыбачего (Русского) полуострова. Нам со стоянкой крупно повезло - встать прямо на реке, на ее изгибе. Где ветер с моря не дует из-за большой насыпи, а с другой стороны не дует, т.к. холм. Повезло не потому что место нашли - повезло, т.к. стоянка была свободная. Невдалеке стоит стационарный лагерь дайверов. Раскладываем лагерь.

На улице около 2-х ночи и весьма прохладно.

И естественно мы побежали на побережье. То что красиво - вообще не передать. Просто внутренний восторг. И это в 2 ночи.

Соседний мыс в пастельных тонах

Выпили коньяку, закусив ламинариями прямо из моря. Легли спать под легкий шум прибоя и свежайшего ветерка. Правда такое яркое солнце ночью по прежнему мешало быстро заснуть. Потрясающий по красоте день. И еще одно

видео о том как выглядит поездка по среднему и рыбачему (7 мин):

Пройдено порядка 70км. Схематичный путь этого дня. День 6. Дневка на Баренцевом море.

  На дневке мы много гуляли по побережью, которое усыпано рыболовным хламом с норвежских и наших судов. В основном это поплавки разнокалиберные с сетей и сами сети. также буксировочные канаты, корзины для рыбы, куча упаковки и канистры от масла, у которых 2 горлышка. Через одно сливаешь масло, а второй маленькое предназначено чтоб воздух заходил и не было бульков. Почему у нас такие канистры не распространены - неясно. Самый большой предмет - вот этот поплавок. Гламурная поза в подарок.

Даже бочки SHELL , топливные, которые поставляли США на нужны немецкого фронта.

Лежат на побережье. Много оборванных сетей и прочего. Катя сделала, как это модно говорить - инсталляцию на тему моряков.

А я на тему Rolling Stones

Пытались рыбачить с этих камней, что около дайверов - нифига. Утопили все блесна, оборвали лески на чем и успокоились. Вообще конечно мы ниразу не рыбаки, так, любители процесса. Чуть ноги не переломали карабкаясь по этим бритвоподобным изваяниям.

Лагерь дайверов

Место живописное, особенно когда светит солнышко. Так играет водопадик на реке Скорбеевка



И вид на море с маленькой, но уже высоты.

В неспешной обстановке вывалили камни, любительница которых у нас Юля. Апатит

Гранат, вон те красные точечки.

Слюда, мрамор и немного кварца

ну и плотоядная Жирянка

Мне это не особо было интересно, поэтому просто втыкал в море.

С завтрашнего дня, после мыса Немецкого, наш путь постепенно будет идти в обратную сторону.

День 7

Мыс Немецкий - Бол.Озерко - Средний - Муста Тунтури 

Всем хороша дневка, только после нее собираться тяжело. Все максимально раскидано и организм расслаблен. Это лирика. Дорога к мысу Немецкий со стороны Скорбеевки не самая простая. Именно тут нам встретились самые глубокие лужи. Традиционно не засняли. Люители техногена обычно заезжают в брошенный городок Скорбеевка. Мы же проехали мимо. Погода была неустойчива и мы хотели проскочить в Мурманс минуя предупреждения велосипедистов о плохой погоде. На подъезде к самому Немецкому стоят РЛС, что-то крутиться. Да что говорить - полная кин-дза-дза. Древнйшие уралы вросшие в землю, на которых стоят радары и крутяться. Производит впечатление постапокалиптического мира. Добавим крайнюю замусоренность военным хламом пейзажа - нормально так.

Сам мыс, его географическая часть не столь примечательна. Побережье выстлано острейшими камнями, где можно сломать себе шею или отрезать пальцы. Но пейзажик брутальный

Наши машины

И стандартфотофиксация

Опять был отлив, посему набрать воды было не просто в этом месте, но как то ухитрились

Ну и фотогеничное фото фотографа "полярника" ))

Природа тут красива в любом проявлении

А вот деятельность человека пейзаж вгоняет в тоску

Никакого впечатления от мыса я не получил. Ну маяк, ну камни, ну РЛС, ну мусор. Ясно, что второй раз на этот мыс не приеду никогда. Многие тут днюют, вот уж испытание стоять в мусоре на всех ветрах.. На любителя конечно. Виды на Рыбачем от Немецкого мыса и вдоль западной части. Тундра, глазу не за что зацепиться.

Удобно, разве что, отслеживать дожди

Побережье больше дарит всяких "Грифонов"

Стали возвращаться по западной части Рыбачего. Дорога там офигенная. Собственно по ней приезжают к мысу немецкий более половины всех желающих прикоснуться (мантрический голос) "к самой северной точке европейской части РФ". Конечно есть лужи и пара бродов, но все они уже просты и зачастую уже можно ехать просто по линии прибоя, а не по дорогам военных. До нее мы все недоумевали, а где же все? Ведь за все несколько дней на Среднем и Рыбачем мы встретили не так уж и много машин. да и те, зачастую проезжали вдали от нас. А все ехали по западной это дорожке. Не сказать что пробки, но трафик внушает. А это вид на пляжик и подъем дальнейший.

С холма заметили дельфинов. Но так как они очень быстро всплывали, глотали воздух и снова погружались, то на фото получился эффект лохнесского чудовища. Черная точка в центре фото - дельфин.



Наконец, увидели вдали Муста Тунтури. И поняли что велосипедисты не ошиблись ни на час. Хребет стоял в низкой облачности, а значит шансов проехать по немецкой дороге и насладиться видами у нас нет.

Так мы миновали Средний полуостров по отличному грейдеру вдоль восточного побережья и нырнули в эти облака. Тьма накрыла нас, стало холодно, промозгло.

Свернув, на немецкую дорогу, мы ехали какое-то время, ища стоянку. Наконец появилась свертка в сторону. Там оказался скорее всего немецкий штаб с артиллерией. Место находится в ущелье. Дует сногшибательный ветер. Каждый из нас отметил что несмотря на снаряды и укрепления место какое то "спокойное", нет ощущения тяжести от груза прошлых событий... возможно причина тому речка, шумно текущая по ущелью, за столько лет по смывала весь негатив, а возможно наша усталость. Кое-как под дождем ставим палатку, обкладываем камнями, тщательно их отбирая, т.к. иногда попадаются снаряды. В очередной раз порадовались что с нами автобус, потому что ужинали и чаевничали в нем, в тепле и уюте на его плюшевых диванах. Пытаемся заснуть под свист ветра и барабанящий дождь.

Проехали около 70км

{mospagebreak}

День 8

Муста Тунтури - Мурманск

Утром встали рано, т.к. дуги палатки нашей все-таки сложило и вымочило наши спальники, и, соответственно, нас в них. Очень не хватало костра, но дров тут нет и в помине. Сильный дождь закончился, но висят тяжелые облака, которые моросят мельчайшей водяной пылью. На мне были одеты футболка, толстовка, свитер, зимняя куртка, водоветронепроницаемый плащ - и все равно хотелось закутаться еще во что-то. Так пронизывало. Осмотр машин выявил набор проблем, которые нам более не позволяют ездить по пересеченной местности. У меня отвалился полностью амортик и площадка пружины стала предательски выгинаться. А друга на шевроле астро были проблемы с перегревом мотора, адски скрежетал гур, так что искры из под машины сыпались при повороте руля. Стареют машинки. Погода же нам тоже препятствовала и порешили, что по немецкой дороге мы не поедем, но обязательно, может через пару лет, на нее вернемся, т.к. она требует несколько дней, и в основном пешего похода. И самое главное - она требует хорошей погоды. Тем более ею удобно связывать с Лиинахамари, куда надо офрмлять пропуска. Пока собирался лагерь, я взабрался на один пригорок. Очень жаль уезжать из столь красивого и столь трагичного места.

Тронулись обратно, окинув взгляд назад, даже по этому небольшому куску немецкой дороги, что мы проехали, отчетливо чувствуется разница между нашими дорогами по всему Рыбачему и Среднему и 70 летней немецкой дорогой, которая все это время не ремонтировалась и подпортилась в основном в местах где стекают речки, а так в основном она ровная, практически асфальт!

Умели немцы строить дороги, на фото на повороте видно насыпь из булыжников, вот так и выравнивали ее тщательно укладывая их, потом отсыпали разными фракциями гравия и сверху окончательно равняли песком, потому и держится до сих пор видимо... Но конечно надо отметить что строилась дорога руками пленных русским, а уж инженерию всю просчитывали немцы и руководили строительством они же.

Кстати чтобы почувствовать разницу, рекомендую ехать на немецкую дорогу после Рыбачего - разница будет более очевидна. Как там в песенке : ))) - "Было воскресение, а может быть суббота, в общем был праздник, никто не работал". Когда выехали на участок дороги вдоль р.Титовка поняли, что народу не то что много, а очень много. Машины неслись то навстречу, то обгоняя нас. Была вечерняя пятница. И новая партия джиперов, а также местных мурманцев устремлялась в сторону Среднего и Рыбачего. Были даже замечены машины с украинскими номерами. Мы удивились, а как же их пропустили на посту у Титовки, ведь как бы только граждане РФ и все такое. А просто в этот день КПП не работало совсем, шлагбаум был открыт, заходи кто хошь, бери что хошь, полный коммунизм. Именно в тот вечер мы прочувствовали всю прелесть "мурманского стиля вождения" по асфальту. И ближе к Мурманску уже свыклись с мыслью, что тебе в любой момент из самого глухого поворота, через сплошную может прилететь кто-нибудь по встречке. Требования знаков "обгон запрещен" и сплошной разметки как будто не существует для мурманчан в принципе и у них 9 жизней и волшебная семга в багажнике, которая своих хвостом отведет от них любую беду... Поэтому либо гнать чтобы никто не обогнал, либо оттормаживаться, чтобы кто-нибудь не потерял свою семгу... мы выбрали вариант с тормозом, потому что после неспешных наших передвижений по Среднему и Рыбачему гнать ну совершенно не было желания =)

Проехали мимо Долины Славы, протяжно погудев... Пару часов по отличной дороге и вот он Мурманск.

После вечерней кафешки, у таксистов узнали местоположение гостиницы, причем два разных человека посоветовали одно и тоже - гостиница Север адрес г.Мурманск, ул. К. Пономарева, 14. Гостиница оказалась хорошая бюджетная (номер 1500 на двоих), достаточно опрятная. Квартирный дом оборудовали под гостиницу. А номера - это по сути однокомнатные квартиры (фото основной комнаты есть ниже). В кухне стоит диван и холодильник (плиты и газа нет), в комнате две кровати, шкаф, два стола, телевизор, чайник, микроволновка, есть балкон, санузел раздельный - живи и радуйся собственно. Правда в ванных почему то не было шторок, но горячая вода была, и хорошо, после 7 то дней путешествия, главное шторы были на окнах, что спать было темно =) Есть в гостинице кафе с завтраками, и есть дорогу от нее, но там не были, рассказать не могу =) Так же через дорогу есть круглосуточный магазин - можно купить печенюшек к чаю или что повкуснее для перекуса!

Тут мы впервые столкнулись с особенностью общения, неожиданно было конечно :)) Мы такие уставшие, мокрые входим в холл и направляемся к окошку регистраторши. Происходит диалог: - Здравствуйте, нам нужно два двухместных номера до завтра. В ответ минутное молчание. Потом тяжелый укоризненный взгляд, который меняется на удивленно испуганный: - Номера? Вам нужны номера? тут я заподозрил неладное, надо отметить, на всякий случай решил перестраховаться вопросом:- Вы же гостиница? В ответ: - Гостиница? Все, алес, мои познания русского языка и внутренний ржач, прекратил Рома, который с видом полярного моряка 2 раза по разному произнес для чего мы тут и что нам нужно. И все казалось, что тетеньке в принципе все слова по отдельности понятны, а вот вместе - для нее полный ребус. В конце концов мы нашли общий язык. Заполнили кучу бумаг, перетащили необходимое барахло. Осталось поставить машинки. Во дворе не хотелось бросать, т.к. пионерия здешних мест не исследована, а исследовать не улыбалось.



Кое-как выведали о ближайшей стоянке (если вдруг кому пригодится то с Кольского проспекта сворачиваете на ул Капитана Орликовой и через 50 м поворачиваете к маленькой стоянке, до гостиницы 500 метров прогулочным шагом). Подъезжаем, шлагбаум с надписью "места есть". Я радостно вбегаю, с мыслями, что буквально через 30 минут буду париться в горячем душе. Но тут матрица опять дала сбой - Здравствуйте, нам нужно оставить 2 машины до завтра. В ответ минутное молчание. Потом тяжелый укоризненный взгляд, который меняется на удивленно испуганный: - Место? На стоянке? тут я заподозрил неладное, надо отметить, на всякий случай решил перестраховаться вопросом: - На стоянке . В этот момент все внутри меня от смеха буквально разрывало как хомячка. Через несколько минут диалога в стиле медитативного дао начался процесс заполнения квиточков со стоянки. Там, благо что, не переписали всю родословную машины (утрирую конечно, но было очень все долго). Потом тот же разговор с Ромкой. Но ему повезло, охранник сразу понял что он приехал ставить машину на стоянку, которую охраняет он - охранник.

В гостинице включили телевизор, а там как раз началось открытие Олимпиады в Лондоне. Красиво!

День 9

Всю ночь галдели чайки разноголосьем. Но это приятнее чем крик вороны. Сегодня решили провести день в Мурманске Несколько наблюдений со стороны. В глаза бросается 3 вещи - машины, люди и мусорные баки, как это не парадоксально.

Что касается машин - тут ездит много древнейших по году выпуска и в идеальном состоянии автомобили. Как будто сошел ледник, машины отмыли и они поехали. Второй факт - все, буквально все ездят с боксами типа "Тюле" на крышах автомобилях. Мы потом на трассе часто следили. В 9 случаях из 10, если машина едет с боксом на крыше, то будь уверен что регион 51. Такое впечатление что тут контейнер с боксами перевернулся.

Люди, люди замечательные. Спокойные, рассудительные и не злобливые. Но вот общение с нимим почему-то давалось с трудом, т.к. в той или иной степени диалоги были по форме как вчера с администраторшей и охранником. Хотя нет, в барах и кафе нас понимали с полуслова.

Мусорные баки. Это в Москве все навалено так что только обрызгавшись тройным одеколоном можно незамечая мусорку пройти мимо. Это у нас кожура от банана валяется и ее никто не уберет. В Мурманске, как мне показалось, есть вот такие стражники

Которые следят за чистотой. Поэтому весь мусор дворники пакуют в тяжелые плотные полиэтиленовые мешки, и только после такой сортировки складывают в контейнеры. Я так понимаю, что если что плохо лежит, то чайки быстренько раздербанят и все будет летать по воздуху.

В Мурманске находится Краеведческий Музей. Советую его посетить. Но музей находится в таком упадке, что в пору делать музей краеведческого музея. Даже в богом забытом Кологриве музей устроен по всем канонам пути следования посетителя, т.е. сначала природа, потом история от истоков к современности. В Мурманском музее нет ни табличек следования, ничего. Зато 4 этажа. И ты идешь сначала рассматриваешь камни, потом внезапно война, а потом обратно - революция и природа. Экспонаты древние, зато сузей такой один. Мы не пожалели что были там. Заодно посмотрели что мы будем искать в Оленицах - глендониты, камни такие хитрые.

Путь к атомоходу Ленин для пешехода засекречен. Т.е. такое впечатление что специально во всем городе нет никаких упоминаний о том что здесь стоит величайшая история. Чтоб попасть на Ленина, надо перейти ЖД ветки от автобусного вокзала.



Потом пейзаж будет таким, что окружающие бездомные собаки всем видом будут намекать, что тут ничего нет. Но надо проявить настойчивость духа и пройти еще немного закоулков и вот он!

Но в этот день (суббота) экскурсий на атомоход не проходило. Там был корпоратив. Многие туристы обломались. Зато вышки интересные

Особо хочется отметить парковую зону близ атомохода. Крапива нонче уродилась.

Незаметно пролетел день. Накатавшись на троллейбусах и находившись, мы опять вернулись в нашу гостиницу. Еще немного фото Местные называют это строение "Охотный Ряд", по аналогии с Москвой, только тут этот пешеходный подъем стоит на склоне и каскадно спускается. Вид практически из гостиницы, рядом с этим каскадным строением находится стоянка авто.

Дом на колесах

Местный креатив

Ну и наш прощальный вечер

Только вчера были болота, дожди и медведь, а впереди нас ждало солнце, бикини и верблюд.

День 10

Мурманск- Ловозеро

Утро мы потратили на ремонт ранера на фоне заброшенного карьера на выезде из Мурманска близ Колы. Знаете, очень необычно. Лежишь такой под машиной, а рядом просто залежи использованных презервативов, слитой отработки и куча мусора. Презервативов конечно космическое количество. Более нигде я не видел такой картины. Карьер выбрали, т.к. в нем, по приданиям остались остатки голубого кварца, и для Юли это был хороший шанс пополнить коллекцию. Все разошлись, а я в процессе строительства и ремонта вывернул/почти сломал большой палец. Голубой кварц тоже не нашли, зато много камней с вкраплением крупных зерен граната. Но голубой кварц все таки в конечном итоге был найден на другом карьере, которые так же находился чуть дальше на трассе, поэтому с чувством выполненного долга отправились дальше.

Прощай Мурманск! Домчали до Ловозера.

Интересен он был Роме, которые уже был тут в 2009 году, и было любопытно, что изменилось с центром саамской культуры, особенно в свете нового закона об организациях финансируемых западом. Ведь саамскую культуру поддерживают норвежцы и особо не скрывают. Но музей с центром были закрыты, и на завтра у них был запланирован тоже выходной, что ждать было бессмысленно, и пришлось опять возвращаться в сторону Мурманской трассы. Погода была моросящей и все Хибины стояли в плотном облаке. Ясно, что ехать в сторону перевала Геологов не имело никакого смысла, а заехать и сфотографироваться в сплошном молоке - задача на любителя. Не доехав до м18 около 20 км, встали на одном из озер. Озеро было типичным карельским и мне что-то стало грустно.

Ведь в Карелии сейчас тепло, рыба и сосны. А тут тундра, холод и медведь.

День 11

Ловозеро - Кандалакша - Умба

Быстренько собрав монатки доезжаем до Кандалакши. Заправляемся на нашей любимой заправке StatOil и держим путь в сторону Терского берега. Там у нас будет дневка. Сразу после Кандалакши дорога идет резко вверх. Асфальт разбит настолько, что на самой вершине горы приходится совсем ползти. Из-за тряски у меня вывалились тюнинги а Рома опять перегрелся. Останавливаемся, чинимся и остываем.

Вид открывается захватывающий. Его я запомнил еще, когда лет 13 назад плавал на байдарках. Жаль что над кандалакшским заливом стояла дымка.

А это мы, правда немного уже одичавшие.

Юля даже здесь находит какие-то ценнные камни

Проезжаем Умбу и становимся лагерем в замечательном сосновом лесу, где было очень удобно собирать грибы.

День 12

Умба - Оленица - Кашкаранцы - Терский берег

На следующий день часам к 16.00 прибываем в Оленица. По словам Юли, тут можно найти на побережье такие камни со странным названием глендониты. Разведав у дружелюбных местных когда отлив - стали ждать 18.00. Пик отлива Белого моря приходится на 21.00 вечера. Катя традиционно нашла "мимимишечную" деревенскую собаку.

Глянув еще раз часы, вышли на берег. Да, Белое море мне кажется уже совсем южным! К тому же этому способствовало солнышко, которое ласково жарило нас. Такое умиротворение охватило нас, словами не передать. Цвет воды очень красив

нанопейзажики

Отлив все усиливался и стали обнажаться камни вдали.

Ну и поиски камней

В итоге Юля нашла целые глендониты, возьму фото из инета

Мы же с Катей нашли одну целую звездочку и пару битых

Камни очень необычны. Я никогда не думал, что камни могут быть такой формы. И вот начался знаменитый красный грейдер в сторону Варзуги. И как по мановению волшебной палочки стал сгущаться туман.

Терский берег весьма загадочное, но очень спокойное место. Немного зловещего добавляют очень необычные сосны, с таким висящим лохматым мхом.

Едешь как в сказки про Иванушку. Тем временем, после Кашкаранц туман сгустился еще

А ведь час назад мы жарились на солнышке. А тут такой мрак. Видимость стала не более 30 метров. Так, неспешно добрались до р.Лодочный где свернули направо, в сторону Белого Моря. А там сказка. Звук тихого прибоя, тишина, люди как тени.

Видимость не более 10-20 метров

Поставив машинки, мы не удержались, и сразу пошли хоть одним глазком посмотреть на живой аметист, нашли какую-то жилку и были счастливы!

А какой там берег! Красивейший. Но заснялась какая-то его нелепая часть.

Но, народу конечно уже много. Рома говорит, что в сравнении с 2009 годом лагерь дайверов (опять они, аха) разрос настолько что скоро будут пробки при заезде туда. Частенько ездят всевозможные машинки. Это не удивительно - дорога проезхжаема для любого пузотера, чтоб доехать туда - нужно лишь желание. Вечером мы сидели и размышляли о том и о сем.

И поняли, что Терский берег - замечательное место для душевнобольных, где не хватает только ласковых рук медсестер, уколов и трехразового питания. Все остальное дает природа. Непроницаемый туман - ты не видишь ничего дальше 20 метров, однако рядом, совсем рядышком звук прибоя - это море, но ты его не видишь, однако это дает надежды. Причудливой формы корявые сосны возвращают тебя в детство, когда родители читали сказку - вера в защиту. Абсолютно ровное освещение ночью и днем не отвлекает от внутреннего самосовершенствования. И аметисты - символ благополучия, а значит выздоровления. Спалось тут очень даже хорошо. Схематичный путь за 2 дня (Путь от Ловозера до Кандалакши очевиден)

{mospagebreak}

 

День 12

Терский берег - Дневка

Утро было туманным как и вчерашний день. Нифига не видно. Тепло. В этот день облазили побережье.

Подивились кладке пластинчатой

Поковыряли аметисты с кварцами

Как тут можно вырасти - прямо на голых камнях

За весь день, туман только единожды чуть рассеялся, что стало видно достаточно далеко

В такую погоду даже пауки отдыхают

Вечером разложили камни

Тут же кстати можно найти и малахит (вкрапления маленькие), но почему-то именно его не взяли. Вечером к нам приходила какая-то лиса. Фото вышло в стиле "негры ночью грузят уголь"

А так, неожиданно. Мы, городские, конечно ж подумали, что все, бешенная лиса пришла, сама, к костру. Но нет. пошарилась немного и удалилась восвояси. Расслабляющий такой день. Машина стала сливаться с природой

День 13

Терский Берег - Умба

Очень неспешно собирались. Виной тому было изменение в погоде. Нет, мы так и не увидели тут солнышка. Полил дождь. Сильный. Мы восприняли это как знак к движению, т.к. хотелось еще посидеть на этом местечке, но только не в такую погоду. Ближе к Оленицам тучи по мановению палочки расступились и опять стало жарко и безоблачно. Остановились на побережье Белого моря, чтоб полюбоваться красотами.

Рядом стояли люди с вот таким прикольным биглем!

Помедитировав, и, устроив фотосессию, отправились неспешно в путь.

На грейдере стоит указатель Родник-Часовня. В этом месте покоится Безымянный Инок Терский (краткая инфа есть у геокешеров http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1675 ). Сходили к роднику. Сосны удивляют своей необычной формой.

Хочется отметить, что слабы еще джиперы, в родник еще не доехали, а так видно что мудовые колеса добрались уже дальше парковочной полянки - прямо в болотце от ручья. Это сарказм конечно.

Поражает свинство, ведь что мешает прогуляться пешком. неудивительно, что в нашей стране, многие примечательные места нужно закрывать, т.к. наши люди меры не знают. Сама часовенка находится по другую сторону от дороги

Загадочная личность - этот Инок. Грейдер этот еще известен что в 2010 году здесь погиб председатель колхоза в Варзуге (в ДТП). Человек, благодаря которому началось возрождение Варзуги. Только на обратном пути, я заметил, что председатель попал в ДТП в паре сот метров от часовенки Инока. Вот и думай - толи место какое необычное, толи еще что. Ибо совпадением это трудно назвать. Традиционный фотосет с точкой полярного круга можно сделать либо на мурманской трассе, либо здесь. Здесь уютнее.

Нас обгоняют сузуководы

Мы же надуваемся

И по асфальту почти доезжаем до Умбы, где ночуем в лесу, в заранее спланированной точке. Начинает болеть палец, который несколько дней назад не выдержал нагрузки при починке ранера.

День 14

Умба - Кандалакша - Чупа

На пути к Кандалакше нас встретил дождь, который мы видели издалека.

А сама Кандалакша нам показалась городом-эльдорадо.

Приехав в нее часам к 16, мы озаботились 2-мя вещами. Chevrolet Astro надобился ремонт по ходовке в условиях мастерской, а мне все-таки очень хотелось просканировать палец рентгеном, чтоб убедиться что палец не сломан. Или хотя б услышать что-то от травматолога. Была пятница, и мы, конечно подозревали, что вероятность исполнения наших дел - мизерная. Больницу в Кандалакше нашли с огромным трудом, благодаря только местному населению.

Ни указателей, ни щитов - нифига. Стоит больница на отшибе города. Но, в достоточно тихом и красивом местечке. Опишу свои похождения в больнице, т.к. реформы реформами, а обед по расписанию. У охранника спрашиваю где травматология. Он смело говорит, что мол - этаж выше и золотой ключик у тебя в кармане. В лабиринте больницы нахожу лестницу и поднимаюсь. С радостью читаю щит советского времени "Травматология". И тишина. Гробовая. Но удалось найти женщину в белом халате, у которой выяснил, что травматолог уже уехал на дачу и ничем больница мне помочь не может. На мой вопрос, ну хоть кто-то тут есть из врачей, она советует спуститься на -1 этаж в приемное. Спрашиваю, а зачем мне в приемное? Ответ порадовал заботой, но опечалил результатом - в приемной вы сможете оформиться в больницу. Поваляться до понедельника и в понедельник травматолог с радостью осмотрит "раненого". Чтож, на этом эпопея с больницой закончена. Напомнило мне как в Костромской области, близ Кологрива стало плохо нашему товарищу и мы рванули в город. Так там нам предложили не беспокоиться по пустякам и принять таблетку анальгина, или дождаться врача, который через несколько дней приедет из Мантурово. Понимаешь, что не дай бог что со здоровьем, то помощь не придет. Сознательно не буду развивать тему, но картина печальная.

Рома же свой Шевролёт тоже не отремонтировал. Все мастера уехали на отдых.

Пока мы обменивались впечатлениями, на стоянку подкатила вот такая 70-ка. В ней я насчитал все тюнинги которые только возможны. Уверен, что тех тюнингов которых там нет - еще не придумали.

Стали ждать хозяев, ими оказалась немолодая пара иностранцев (так и не определили их страну). Мужчина был похож на Кларксона из Топгир в перемешку с этим, как его, венерологом из Интернов.

Они вынесли из магазина пару бутылок вина и сыра. Нам что-то взгрустнулось. Более того скажу, что на переднем сидении у них в машине такой чудо столик, в сторону водителя удобно расположить ноут. В сторону пассажира (тетушки) столик с двумя, но не подстаканниками, а под бокалы. В общем иностранцы молодцы. Кто на старости в Питер едет, посмотреть на Исакиевский собор. А кто-то заказывает 70-ку, отдает ее в тюнинги и ломится в Россию. Есть подозрение, что владелец 70-ки не простой пенсионер, а какой-то человек в "теме". А далее оставался доезд до Питера. Где нам надо посадить Юлю на поезд до Нижнего Новгорода. Лагерь разбили под самый адский проливной дождь, недалеко от Чупы. Но незадолго до этого закат окатил нас золотом. На фотик этого не понял.

День 15, 16, 17

Питер - Валдай - Москва

15-й день мы потратили на неспешный доезд и остановились за 250 до Питера. Когда мы приехали в город, думали, что "ща побырому" посадим Юлю и домчим до Тверской области, где знаем ночевку в лесу. Но "побырому" не получилось. Гиганские очереди в кассу, отсутствие билетов, и как результат - билет за 5500р до Нижнего из Питера, вагон купе. Цены космос. Но делать нечего. Рома помог Юле погрузить ее многокаменный тяжеленный груз и оставался только доезд до куда доезжается. Питер как обычно порадовал. А Наше Радио на 104.0 - традиционно вне конкуренций.

Так мы проехали очень долго. А так как в Новгородской области одни болота вдоль трассы, мы так и доехали до Валдая, где проблем с ночевкой на природе и у воды не составляло никогда. На улице непривычно тепло и очень темно. Луна только светит. Мы понимаем, что дом уже так близко. От этого радостно и грустно одновременно.

Следующим днем мы благополучно разъехались по домам.

Техданные:

Пробег составил чуть более 5000км

Затраты на машину (еда на 2-их, алкоголь, кафешки, гостиница 2 раза, топливо): 35 000р. Из них на бензин ушло около 21 000р. Гостишка 3000р (2-дня за 2-их)

Трек по запросу вышлю.

Наблюдения:

1) Ниразу не остановлены ГИБДД

2) Ниразу не встретили подозрительных лиц, но и не искали таковых. Все местные, к которым мы обращались были приветливы, дружелюбны, старались войти в наше положение.

3) Средний и Рыбачий может проехать машина типа Сузуки Гранд Витары 2011 г.в., самое главное из подготовки - защита агрегатов снизу и наличие пониженной передачи.

4) Для бензиновых внедорожников, при условном баке в 70 литров на средний и рыбачий надо брать 60 литров (3 канистры), чтоб колесить в удовольствие, не опасаясь, что топливо кончится.

5) Из запчастей ничего не понадобилось, отвалилось ровно то, что вызывало подозрение перед отъездом. Но в ЗИПе традиционно лежали все расходники (сальники, подшипники и пр.) по ходовой + ремни и все масла и жидкости на полную замену. В общем все то, что позволит машину тащить на веревке.

6) Воды в конце июля на рыбачем мало, луж и бродов можно не бояться. И, судя по другим отчетом это скорее правило чем исключение.

7) Для экономии времени и сберегания ходовой машины, лучше не ехать через Пудож (сторогое ИМХО).

И самое главное:

Правильно подобранный коллектив - залог чудесного отдыха!

Сводный ролик 18 минут