Это путешествие прошло в 2014 году

Москва-Питер-Сортавала-Вяртсиля-Толвоярви

Итак, начнем. Мысль совершить большой Карельский круг витала в голове с конца 2013 года. Тем более поездка в рядах Карелии Трофи 2013 открыла нам до селе не очень популярную часть Карелии и мы, в году 2014, хотели усугубить наше присутствие в западной части республики. Конечно поездка по ряду причин была под очень большим вопросом, что в итоге стало причиной тому, что на старт выдвинулись мы с Катей на нашем верном други – автомобиле 4Runner.

Но, к счастью, мы не одиноки были в ситуации и на первую неделю к нам присоединились товарищи с форума ЛендКрузер.ру, где я за пару дня до выезда вывесил объявление о поиске попутчиков. Забегая вперед, наше слепое знакомство (а мы не фанаты такого) удалось на все 200%.

Перед основным стартом мы провели в гостях у наших замечательных друзей на даче под Питером, где основательно успокоившись от московской суеты, двинули на север. Наш путь начинался через Приозерское шоссе, которое очень активно строится и становится похожа на евротрассу. Т.е. если кто ездил по участку Питкяранта-Сортавала, то понимает о чем речь. Работы по строительству дороги просто колоссальные, сравнимы с реконструкцией трассы Кола. Сейчас гредерного участка стало не более 15км, думаю что в следующем году все будет в асфальте. Одна из ночевок была близ поселка Харлу

Встреча с друзьями с лендкрузер.ру (далее Алексей и Олеся) намечена на мраморный каньон Рускеала. Еще в далеком 2010 году, когда мы катались вокруг Ладоги на ниве (http://www.off-travel.ru/otchety/puteshestviya/122-vokrug-ladogi ) мы не смогли из-за толп народу покататься на лодках. Сейчас же мечта наша осуществилась. На улице жара под 35 градусов.

Мрамор почти плавится. А в лодке очень прикольно.

Грот и блики воды на потолке

Утки и отдыхающие

Накатавшись на лодке (а стоит это не очень дорого, что-то около 300 рублей за час), пошли пешком по территории. Надо сказать , что администрация парка расширила зону для посещенияЮ и теперь там можно провести весь день легко.

Дорога к новой части

Провал с галереями бесконечных переходов.

Надпись «Волок» меня привлекла. Неужто и тут след Мочалова?

А вот и само пространство, где видны мраморные глыбы, как их добывали.

Жара стояла такая, что каждое движение отзывалось гулом в голове.

Удивительные рисунки породы.

По сути на этом участке было видно 2 способа добычи- шурфами и пилами. Вот обломки шурфов

А вот такой срез оставляет пила

Так мы прогуляли часов 5 и встретились с друзьями. Нам предстоит провести вместе 1 неделю, после чего мы с Катей едем дальше по богом заброшенным дорогам, а Леша с Олесей возвращаются домой, у них очень ограниченный отпуск. Одна из целей поездки – посетить оз.Толвоярви, очень примечательное место, нужная инфа собрана на нашем дружественном форуме http://www.road-front.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=66233&sid=836fa23525d931ac23aabe0242441109 . Почитайте, не пожалеете.

Мы заезжали на него через приграничный город Вяртсиля, близ которого есть крайняя заправка по самым конским ценам на топливо. Но кого волнует – она для туристов финнов. Там я 92 купил по 34.5 рубля за литр. Сам город Вяртсиля весьма тихий и больше похож на оживленную деревню. Однако все магазины типа Пятерочка и прочие там есть. Сначала путь шел по приграничной дороге

а потом через леса и выруливаешь на оз.Толвоярви, с его красотами, дамбами и финскими постройками.

Остатки гостиницы

Все бетонное, с вытяжками, с подполом, погребом. И это постройка 20-х годов.

Остатки сооружений

Рыбалка была! Но знайте – без лодки в Карелии делать нечего в плане рыбалки. Мы в основном ловили с берега

Только Алексей нас радовал рыбалкой с глубины

И конечно Карельские закаты в глухой тиши.

{mospagebreak}

Гора Воттоваара.

До поездки на гору Воттоваара мы знали немногое. В основном то, что это мистическое место с разными чудесами. Где ходят инопланетяне и можно подзарядиться от ионосферы земли. Также нас стращали очень сложной дорогой, которая неподвластна обычному внедорожнику.

Забегая вперед скажу что все это оказалосьт не так, но место действительно волшебное. Заезжали мы через Гимолы и, благодаря засушливой дороге, не встретили даже ни одной лужицы, чего уж говорить о суровом бездорожье. Нас стращали что встать будет негде и везде будет толпа народу, но нам видимо везло и встали мы на озере. Дада, озеро на возвышенности. Были удивлены, что никто особо не описывает что стоянок там море и можно встать на великолепном озере. Конечно стоянка была обустроена какими-то лунатиками, которые видимо общались с духами этого места, но плевать. Озеро чистейшее, фирменный голубовато-бирюзовый оттенок говорил о том что озеро питается ключами и пить можно сразу и залпом.

На следующий день решили, что рыбалка должна быть отменная и не ошиблись. В видео отражен этот нехитрый момент как буквально сразу, после заброса, рыба начинает клевать и ловиться.

Конечно, не ожидав увидеть такое волшебное озеро, мы чуть не забыли, что собственно все едут сюда в первую очередь за чудесами на самой горе. Чтож, в 12 дня мы пошли в пешую прогулку. Я всех уверял, что вся гора истоптана широченными тропами и сбиться с пути невозможно. Ведь именно так мне рассказывали те кто заезжал сюда. Но тропинок не было. От слова совсем. Была чаща и бурелом, но красота нетронутая воодушевляла до восторга.

Местность очень сильно пересеченная, жарища такая, что воздух как желе, как хвойное желе. Стали жалеть, что взяли мало воды. Взобравшись повыше, наконец встретили знаменитые сосны расщепленные и камни треснутые. Да, перепады температур тут присутствуют.

Медленно продвигаемся и погружаемся в волшебный лес.

И вот, совершенно случайно натыкаемся на сейды, причем видно, что эти сейды особенно никто не смотрит. Вокруг нифига нет не то чтоб тропинок - просто чаща. Сейды конечно загадочные явления. Пожалуй, это единственное что я не могу объяснить логически, в отличие от остальных вещей.

Долька сыра

Алексей сфотографировал еще камняку-улыбаку. И так, после 4-х часов блуждая по чаще мы внезапно вырулили на мегатоптанную тропу, которая привела нас к известному булыжнику "Лестница в небо"

Сразу скажу - не впечатлило. Кто там видит что-то искуственное - его дело конечно, но там такая хрупкая порода, что эта лестница, не единственная эрозия камня. Там полно таких лестниц. Тропа значительно ускорила наше передвижение и мы вышли на вершину восточного хребта горы. Понятно, что основная масса людей совершает забег на западную часть, совершенно не погружаясь в действительность. Что говорить - многие отпускают часа 4 на забег на гору и обратно и прочь с горы. Не знаю что можно там рассмотреть за такое время.

Вернулись мы вечером без ног. Устали как собаки, но довольны по уши. Заблудиться нам не дал планшет Асус. Без средств навигации конечно заблудиться раз плюнуть. Стояли мы на горе дня 3 и показалось что мало. Не знаю какой смысл основной массе заезжать на гору на пару часов - когда вокруг есть что посмотреть более чем неспешно. Наше же пребывание на стоянке периодически разбавлял некий человек с бородой, 2 детьми и девушкой. Они спускались с холма к нам на озеро, чтоб весь день купаться.

Этот человек рассказал, что на гору привозят людей, раздают наркоту и те, в поисках своего ктулху колабродят по склонам. Под утро возвращаются к лагерю на миску доширака и всячески обсуждают откровения древних, которые они получили от этого места силы. В принципе охотно верю в такие рассказы, т.к. возвращаясь из нашего пешего путешествия, на "лестнице" увидели группу туристов. Такие дядечки и тетеньки. И вот одна тетенька, глядя на мраморную жилку в граните с серьезным видом сказала другой - "смотри! это молочная железа земли и сила её". Остальные принимали позы для медитации.

В общем мы не стали задерживаться с этими товарищами. ведь кто знает что на уме таких вот заранее мистически подготовленных людей. Это была наша последняя совместная стоянка с Алексеем и Олесей. Далее мы на ранере едем в одиночку а наши товарищи, с которыми мы успели очень подружиться поедут в сторону дома.

Лендеры-Тикша

Итак, мы распрощались с нашими попутчиками. Было очень жалко расставаться. Несмотря, на короткое знакомство мы буквально сроднились и прекрасно ощущали в компании друг друга. Наш путь на север и вдоль западной границы Карелии с Финляндией. На повороте Суккозера повстречались машины с Карелии Трофи 2014.

Чтож, это было весьма неожиданно, ведь я предполагал, что они давно севернее и пересечься мы никак не должны. Было б обидно наступать друг другу на пятки. Забегая вперед – больше мы участников с Карелии Трофи не видели, но иногда было видно что мы проезжали определенные места спустя сутки от того рейда.

Дорога из Суккозера в Лендеры, через Мотко весьма убитая и вместо веселенького доезда до места стоянки мы плелись много часов, вытряхая позвоночник в штаны. Иногда грейдер значительно сужался и виды были не самые живописные.

Лендеры – крупный поселок с большой историей. Сейчас по сути там все держится на туристах, в основном из Финляндии. Пополняя запасы провизии в местном магазине, разговорился с одним дядькой, который как оказался главный «пахан» в Лендерах. Содержит многочисленные туристические стоянки, избы и гостиницу в центре Лендер, прямо напротив единственного ларька. Мы покупали еду, а он ждал заплутавших финнов, которые должны по его расчетам давно приехать, но что-то затягивались. Поездив по Лендерам и увидев заманчивую дорожку к границе

Мы выехали по маршруту. Финов мы встретили по дороге. Они еле плелись по грейдеру, во всю снимая окружающее на видеокамеру. Видимо для них эта поездка настоящий экстрим всей жизни. Хотя данный гредер местами причесывают.

Ну а мы мчим на чудесную стоянку, с громадными пляжами и без единой души.

Конечно вдали стояли рыбаки, которые как по армейскому распорядку уплывали рано утром, потом приплывали на обед и снова до глубокой ночи их не видно и не слышно. Да, это была стоянка, где мы накупались на целое лето!

Особенностью являлось, что даже метрах в 100 от берега воды было по пояс и она была очень теплая. Другая часть берега с галечным пляжем

Растут вот такие сосны необычные. Сосна трезубец и сосна из сосны.

И конечно ловили рыбку ))). И отпускали.

В те дни нас посетила мегалуна.

Простояв 1,5 дня, неспешно выдвинулись к стоянке, которая в районе г.Тикша. Но заехать мы решили через глухие грейдера на свой страх и риск, ведь он необслуживаемый, а значит может быть проблема с мостами. Но все в итоге в порядке. Мостки были.

Этот участок грейдра понравился больше всех. То сужаясь в просеку с нависшими ветвями, которые колошматят по лобовому, то расширяясь до состояния хайвея. Плюс к тому что он не используется массово – ровный и без колдобин. Только массовый слое какашек лосиных скрадывает гул шин.

Тишина гробовая, что иногда страшновато. В район Тикши мы выехали во время грозы, которая значительно охладила воздух. На въезде на пляж, к нашей стоянке запланированной, стоял фургончик местного и мы долго не решались проехать через него, т.к. общение с местными особенно не входит в планы, т.к. мало ли что. Но все же решились и после некоторых рукопожатий проехали. На горизонте идет очередной вал грозы, а закаты потрясают красками.

Т.к. несльзя просто проехать мимо нашего человека, мы бвли приглашены на вечернюю чарку. Местный (Юра) оказался похожим как 2 капли воды на доктора Хауса.  и надо сказать что сходство было настолько потрясающим, что невольно вгоняло лично меня в некий ступор. А ездит он на Тойоте ХайАйс 1981 года (!!!!!) Со шноркелем и возможностью подключения лебедки. В этом фургончике они и живут, когда едут на природу.  Машина варенная переваренная, но надо сказать что вообще доезд до лагеря не самый асфальтовый. Скажу одно, Юра оказался не простым местым, а весьма увлекающимся и поездив немало где. Поговорив о том о сем, узнав про их жизнь, мы удалились к своему костру

Полюбовались заказами

Ушли спать. Весь следующий день потратили на сборы и поедание черники

и ловлю рыбы

Конечно в основном этим занималась Катя. Я бдительно охранял лагерь лежа в шезлонге.

{mospagebreak}

Тикша-оз.Коко-Хайколя

У нас много времени и мы никуда не торопимся. Через несколько дней запланирована встреча с питерскими друзьями и нам оставалось только подгадать время, место встречи обговорено.

Мы едем уже которые сутки в одну машину и нам это нравится. Только иногда не хватает компании у вечернего костра. Последующая часть маршрута была взята за основу с прошлогодней Карелии Трофи, поэтому никаких неожиданностей мы не ждали. Одна из наших дневок была недалеко от Вокнаволока

Попытались заехать в национальный парк, но до домиков местного егеря решили не доезжать, помятуя не сильное

гостеприимство в тех краях.

Мостки местами уже обрушена. Хорошо что перед нами по этой дороги проехал рейд – была возможность проехать без проблем, а иначе пришлось бы делать крюк в 150км

Жемчужиной Карелии я считаю водопад Куми и стоянку на оз.Коко. Это самая северная наша точка путешествия. От этого места мы держим путь только к дому, на юг. Не буду перечислять все слова восхищения тем волшебным местом.

Там так благостно и так дружелюбно, что полностью растворяешься в той самой Карелии, ради чего собственно мы ее и любим.

Немного в тех местах оживилась плановая вырубка, посему некоторые дороги чинят. Вот этот мост отсутствовал в прошлом году

И конечно ловкая рыбалка

Так прошло несколько дней. Мы также пытались доехать до камня Ваасиллы, нашли даже заезд к нему. Но он таил много опасностей и проехав первую затопленную бобровую плотину мы не рискнули ехать в одну машину в леса. Поэтому этот камень по прежнему смотрим только по чужим фотографиям [img]http://www.acturia.ru/gallery2/main.php?g2_view=core.DownloadItem&g2_itemId=5997&g2_serialNumber=2[/img] Набираем грибов, хотя чуть позже оказалось что это только прелюдия.

Заезжаем в аэропорт Калевалы

Близ Хайколя

Встреча с питерцами состоялась в весьма штормовую погоду, которая дала на следующий день прекрасное небо и великолепную стоянку!

Кстати, скажу сразу. Несмотря на то что кажется что стоянки в Карелии найти легко и просто, вы ошибаетесь. Такие места надо либо знать либо долго выискивать. Так чтоб был и пляж и виды. Конечно тратили дни на поедание и сборы ягод и грибов.

Стоянка нам досталась супероборудованная. Оставили мы ее также в чистоте и порядке.

А ближе к вечеру, Олег совершил подвиг и мы наслаждались классическим буратино.

Который начинал гореть так

А через часов 5 уже во всю освещал наш лагерь.

Радость человеческого общения не давала покоя нам несколько дней, но все же пришлось покинуть эту поляну и двинуть дальше на юг. Мы уже преодолели более 2500км чисто по грейдерам. А впереди в основном нас ждет асфальт и окончание нашего путешествия.