Одним из обязательных мест для посещения туристов в Кронштадте, является Петровский Док. Туристы видят его главные ворота

И им повествуют, что док строился с 1719 по 1752 году. Чертил лично Петр1, даже поговаривают, что при строительстве лично сносил мешающие огороды и постройки. Ну то что Петр1 много что лично сделал, причем одновременно в разных частях света мало кого должно удивлять. Без Петра1 и глубины в заливе никто не померял бы, и Петергоф строили и крепости завоевывали, и Петербург основал лично Петр1.

Ну а нам удалось попасть внутрь дока. Это закрытая территория и туда не пускают никого. Только разговорные качества Саши, с кем я ездил, позволили достичь некоторых договоренностей, чтоб во всю волю погулять по Петровскому Доку. Такого не покажут не в экскурсиях, никак. Тем паче, если смотреть док изнутри, возникает много неудобных вопросов касаемо реальной истории строительства и ее технологий.



Несмотря на то что этот док является уникальным сооружением, информации о его строительстве нет от слова совсем.Т.е. не то что нет внятной хронологии того что делалось во времена Петра1, а что после его смерти. Этого тоже нет. Удивительно что строительство не отражено ни в гравюрах, ни, самое главное - нет чертежей и прочей документации. Т.е. по факту получилось так - не было, не было, а потом раз - и док появился. Судя по всему, такое положение вещей, окутывает все громадные проекты 18-начала 19 веков. История кстати не забодиться о таких пробелах. Хотя это считай, новейшая история. Посему, кто хочет прочитать сухую историю, то она описана тут . И опять-таки, кто найдет другие источники - буду очень благодарен.

Благодаря Полбатону, моему другу, нам удалось пройти внутрь дока и заснять многочисленные удивительные факты, необычные свидетельства уровня строительства и технологий в доке.

Но про эти факты в следующей части расскажу. Сейчас о вопросах, который оставляет Петровский Док.

Во-первых размеры дока настолько огромны для начала 18 века, что конечно, нет сомнения, что он строился для приема иностранных кораблей. Ведь у Петра1 не было настолько огромных посудин. Самый большой линейный корбаль был Ингерман

Технические характеристики Ингерманланда:

 

    • Длина по ватерлинии: 46,4 м.

 

    • Ширина: 12,3 м.

 

    • Осадка: 5,4 м.

 

    • Водоизмещение: примерно 1420 тонн

 

    • Экипаж: 470 человек

 

Размеры же Дока, которые были утверждены (хотя и тут на банальном уровне уже идет путаница с неким гражданином Пётр Никифорович Крекшин) по офиц.истории 180 саженей (384м) , ширина 16 саженей (34 метра), глубина 4,5 саженей (10 метров).

Вопрос - зачем такие огроменные размеры дока, когда даже в середине 18 века, корабли редко были более 60м в длину, 16 в ширину, осадка 8 метров (на примере корабля Сантисима Тринидад). Во времена Петра1 незачем было городить такое колоссальное сооружение. Если только он смотрел на 150 лет вперед и знал, что размеры такие отлично подходят для кораблей 19 века.

Хотя конечно если располагать корабли в 2 ряда, так плотненько, то все нормально. Все в легенде о строительстве и необходимых размерах.

Но дальше - больше, на что я не нашел ответов.

Вот схема Петровского Дока, которую я набросал с гуглкарт

1 - официальный Петровский Док
2,3 - нелогичные сухие доки
4 - сухой док, но выглядит как продолжение оврага 5
6 - пруд
7 - неизвестного значения пруд
8 - перекрестие, слив, поворотная площадка


На всякий случай вот вам памятная табличка о Доке

Однако, исторические размеры относятся к доку на схеме это под цифрой 1. кто строил перекрестие - толком неясно.
На местности видно что части оврага 4 и 5 - это было одно целое. Видно что насыпь с дорогой (Коммунистическая ул.) были постороены, рассекая одно целое. Ибо зачем тогда рядом есть мост через овраг 5 ? Тем более с такими массивными опорами.

Вообще неясным остается резервуар 7. Вживую его увидеть не представляется возможным. Он находится на закрытой территории. Но он выглядит как продолжение Петровского Дока.

Теперь о перекрестии 2,3,4.
Размер 2 и 3 идентичны. В среднем длина 70метров, ширина около 15. Они отлично ложатся в размеры кораблей Петровского времени, за одним техническим минусом. Если в основном доке (секция 1) по бокам достаточно места для работы (в современности там краны катались), то по бокам секций 2,3 нет ничего. Они выглядят как бессмысленные загоны.

Центр перекрестия 8

Вблизи дырка выглядит так, нам спуститься не удалось - уж очень коротки дни в ноябре, времени нет совсем.

Видно что рельсы положены, скорее всего одновременно с рельсами в самом Петровском Доке, т.е. в начале 20 века. Кстати на рельсах в секции 1 отличный оттиск 1914 год

Но вернемся к дырке в секции 8 . Выглядит как слив, хотя первое что пришло в голову, почему-то, что это остатки основания какой-то поворотной фигни. Радиус секции 8 это 50 метров. Мне неясно как поворачивали корабли для того чтоб запихнуть, в туже секцию 2 , ну про 4 молчу. 4 секция для меня однозначно было общим с 5 секцией и прудом по линии. Но в принципе по размерам центральной секции 8 можно предположить, что корабли как-то там вертели.

И немного внешних деталей Петровского Дока

Дно дока уложено брусчаткой.

Лестницы наверх, три ряда мегагранитных блоков и дно. Вид в залив

Указатель глубины.

Северные ворота Дока. Петли ворот вмурованы в гранит так, как если б они делались одновременно. Вообще с воротами неясно. Я не нашел упоминаний когда ставили эти ворота и самые главные ворота. Они из металла, значит ставили их во второй половине 19 века, когда появилась сталь. Но многие гранитно-металлические конструкции сделаны как бы в единое время. Получается, что офигеть как много гранитных и прочих работ было сделано во второй половине 19 века, однако про это нет информации от слова совсем. История строительства очень скупа.

Нижняя часть ворот

В доке видно, что воду могли пропускать только основные ворота (самое первое фото). В них есть специальные отверстия, через которые запускалась вода, док наполнялся и потом только открывались ворота. Вторые же ворота, как и ворота которые отделяют секции 2,3,4 от секции 8 и секции 1 не имеет заливных отверстий. Т.е. получается, чтоб заполнить водой все перекрестие петровского Дока, должны быть открыты все внутренние ворота. Но количество ворот, которые отделяют каждую секцию от предыдущей подсказывает, что наполнение  происходило по другому - как? Я не нашел и для меня это большой вопрос и пока загадка.

Сначала лестницы делали из гранита, потом из бетона, но самое надежное - деревянная лестница, которая страхует бетонную на случай поломки.

В Кронштадте пушек как грязи

Стена стала разрушаться, а там сколько метров кладки - кто его знает

Деревья найдут любую щель


Одна из потрясающих деталей - степень подгонки громадных гранитных блоков. Даже мох особо не растет в этих щелях. Они в основании. Все время в морской воде - но нет намека на разрушения. Это удивительно!

Чтоб вода лучше стекала с гранитных блоков, местами сделаны такие ямки. Видно, что в современности это сделали. Или Петр1 забыл нарисовать такую деталь в чертежах. А мог. Петр1 же не только чертежи кораблей, крепостей, замков, укреплений вдеталях рисовал - а тут упустил детальку про слив воды. Не, точно не Петровского времени деталь!

Вид от северных ворот на южные (основные) со дна дока.

Наверху гранитные блоки местами соединены вот так.

Вид в сторону основных ворот


Вид на заросшие секции 2,3. ракурс неудачный. Но так, пусть будет фото.

Вид на секцию 4. Вдалеке Собор.

В общем, на данный момент Петровский Док, несмотря на то что это колоссальное сооружение своего времени, не имеет внятной истории, нет документов о строительстве (кто найдет - пожму лапу), опять очень растянутый во времени проект, который постоянно перекраивался и кто в какое время что делал - неясно, а это важно. Т.к. в доке присутствуют такие впечатляющие детали строительства, которые не доступны в наше время и уж точно не могли быть в Петровские времена. А официальная история никак не комментирует такие детали.

Но это в следующей части.

Часть 2. Петровский док.