Посматривая на карты, все время натыкался на название - Самоеды. Обычно его указывают в район р.Печора, западнее Уральских гор. И, традиционно, старые карты показывают наличие большого количества городов, от которых сейчас нет даже холмика. Все куда-то подевалось, исчезло. Стоит только г.Нарьян-Мар. Он кстати чуть севернее города Пустозеро. Кстати, любопытно, что на месте Пустозера сейчас находятся песчаные дюны.
Местечко более чем примечательное. Ведь тут казнили Протопопа Аввакума. А он, по сути, был памятью, той нитью знаний, которая отделяла вымышленные (время великой фальсификации) времена Никона и Петра1 от настоящего. И не просто так его сожгли именно тут. Было в этом нечто ритуальное.
Также тут установлены идолы в 1999г, которые называются Хебидя-Тэн (в переводе с ненецкого "Священная память")
Лиственница. Установлен 6 июля 1999 года на мысе Виселичном, на берегу озера Городецкое.
Три лиственничных "сядея" , представляющие собой изображение ненецких воинов. Центральная фигура -"сядей" - высотой 2 метра символизирует собой дух Нумгембоя - звездного сына Нума, покровительствующего ненецким родам.
По бокам "сядея" - воины высотой 1,5 метра, соединяющиеся с лицевой части монумента деревянным бубном. На бубне надпись (на ненецком языке): "В память предков наших, защищавших свое право на исконные земли, в память всех ушедших поколений ненцев установлен этот монумент ХЭБИДЯ ТЕН. За нападения на Пустозерск в 1662, 1668, 1712, 1714, 1720,1723, 1730, 1731, 1746-1749 годах на этом месте было казнено через повешение более 1000 ненцев. (взято отсюда)
Вот как. Злобные ненцы, а на самом деле самоеды были по просту истреблены, как индейцы в Америке. Ведь что-то тянуло самоедов (а в последствии ненцев) именно сюда. Несмотря на то, что по сути, это был кочевой народ - он мог просто уйти по реке вверх.
Ну, а я обратился к книге, выпущенной в 1788 году.
Землю свою они звали Арка. К концу 18 века их насчитывалось около 3000 человек и делились они на три группы - Выучейская, Тысый, Лохеийские.
Письменности так таковой у них нет, а есть поклонение божеству Нум (или по другому Илеумбарт)
Окружают Самоедов духи Тадебции. Они нехорошие весьма и все несчастья списывают на них. Самоеды не могут описать Нума, а вот духов Тадебциев они вырезали в виде идолов и называли такие идолы - Хае.
Но идолы вырезаются не просто так, а по указанию старейшины самоедов. Старейшину называют Тадибей.
Тадибеи, видя, что идолы готовы, указывают самоедскому народу куда ставить. Определяет какое-то особенное место и приказывает установить идол. Идол со временем переносят на другое место, которое тоже указывает только Тадибей.
В книге указывается, что все идолы всегда ставятся лицом на восток. А вот как выглядят идолы Самоедов - это фантастика. Хорошо, в начале 18 века по этой земле путешествовал один француз, который и нарисовал некоторые элементы из жизни самоедов.
А вот как выглядят идолы
Я не смог сейчас найти изображение царей Тартарии. Но я точно помню какую-то статью, где такого рода корона присутствовала на голове у человека.
Т.е. по сути мы наблюдаем "карго-культ". Т.к. некоторую родовую память держал в себе старейшина, он, может уже на начало 18 века почти не осознавая зачем эти идолы, все продолжал выставлять маяки для тех, кто их спасет. Можно предположить, что эти вынужденные переселенцы из процветающей некогда Тартарии, не зная, что их государство полностью исчезла, все надеются что их найдут и опознают как своих подданных. И это совсем не идолы - а маяки. Но, к сожалению, самоеды не дождались. И ждали они своих с востока. А сейчас там вечная мерзлота и бесконечная тундра.
На идолах, как мне кажется, определенно отражена женщина. Ну и сравните с современными идолами ненцев, что в начале этого рассказа. Соврменные идолы выглядят уже просто как факт. Самая последняя степень карго-культа. Когда уже делают вещь и помнят только что это столб с лицом. Деградация.
Примечательно, в книге указывается, что никаких поклонений на эти идолы никто не производил. Что еще раз подтверждает, что это не божества были для них, а просто маяк из прошлого.
Описывается, что у самоедов было уже жертвоприношение оленей. Мне даже интересно как быстро идет деградация замкнутого общества. Сколько нужно поколений?
Описываются ритуалы Тадибеев, которые вызывая духов Тадебциев, нередко протыкают себя посторонними предметами, которые не оставляют ран - только дыры в одежде. В духе хилеров с востока?
Опять, как я вижу, есть подобие "карго-культа" - звать на помощь своих предков, т.е. народа Тартарии. Вся духовная жизнь самоедов сводится только к этому. Они действительно ждали, когда их спасут и действовали как могли, с каждым поколением теряя смысл своих ритуалов. Со временем это было уже просто механическое действие.
И как наши люди описывают внешность в 1788
Глаза узкие, волосы черные прямые, лицо круглое.
Ну, а как самоедов увидел француз почти на 100 лет раньше
Мужчина Самоед
Еще мужчина
Женщина Самоедка
Вообще на примере женщины, не знаю как вы, я лично вижу вполне европейские черты лица.
Для сравнения фотографии ненцев, проживающих в тех же местах, которых по ошибке до сих пор называют самоедами (самоеды все вымерли)
Это 19 век (фото отсюда)
Это век 20-й (фото отсюда)
Видим, типичные черты лица северных народов. Т.е. понадобилось 200 лет, дабы и глаза сузились и т.п. Т.е. получается, что Самоедов в начале 18 века отделяло от Тартарии не более 3-х поколений видимо.
Но вернемся к рисункам начала 18 века
Самоед-охотник
Самоедский чум
Поселение самоедов
Было бы здорово найти первоисточники сказаний именно самоедов. Но, боюсь, их скорее всех истребили, чем пытались записать их легенды. Так что данный народ, на мой взгляд, потомки великой Тартарии. Они, судя по всему, были вынуждены жить на этой земле, ожидая помощи извне. И они держались за это место неспроста, несмотря на то, что их истребляли русские. Они верили, что их найдут и они снова станут частью той большой, богатой и счастливой страны. Но та страна погибла.