После очередного Крезиштурмана, в конференции организатора, Константин Мартьянов (Markiz) поделился собственным опытом ориентирования по карте. Написал достаточно много и подробно. Мне его руководство понравилось, т.к. для людей, которые выезжают на соревнование по ориентированнию по карте впервые, оно реально может помочь. Буквально по пунктам Константин прописал основные моменты поведения и тактику при участии в ориентировании по карте. Конечно, нижеописанный постулат в первую очередь касался соревнования Crazyshturman, но и в других соревнованиях этот свод правил может уверенно помочь в достижении поставленной цели - призовые места.

 

Константин Мартьянов (Markiz) :

Ну что ж, раскрою и я немного секреты мастерства (много букв) :))

Имеется ввиду штурманского мастерства (карта).
А победу приносит только слаженность работы экипажа в целом! :)

Ориентирование по карте "в заданном направлении".
  1. Получив карту – оценить связность КП, номера пофиг, главное линии, не пропустить дополнительные КП (если они есть и если они вообще именно вам нужны). Просмотреть все листы того что вам выдали, карнет – сразу в самый низ пачки, основную карту – наверх, детализацию по КП – ниже, дополнительные карты (если есть) – еще ниже, обязательно запомнить номера точек которые на них попадают, что бы достать ее в нужный момент.
  2. Найти себя, найти направление старта (куда вас направляют на старте), выбрать путь выхода к первому КП, определить первый поворот. При выборе пути учитывать особенности ориентирования вблизи КП! Если есть варианты – выбирать заход с явных или периодических ориентиров (если они указаны), прямой заход через поле, вырубку и т.д. может быть попросту проигрышным!
  3. Стартуем.
  4. Говорим пилоту приблизительное расстояние и направление выхода на ближайшем перекрестке. По пути к КП выбрать путь выхода, совершенно не факт что это будет сквозной проход, может быть и противоход, и не факт что к следующему КП заход по прямой от предыдущего (см. п.2).


    При наличии явных перегонов без очевидных ориентиров – сообщать пилоту приблизительное расстояние перегона, дабы он мог разогнаться и не париться на поиски того чего не надо.
  5. При подходе к КП заранее выдать информацию пилоту "потом разворот", "будет перекресток, там справа КП, а нам потом на нем налево" и т.д.
  6. Вышли на ориентир, вроде бы похоже, но не совсем, КП сразу, где должно быть не нашлось – снова в машину и продолжайте движение по основной дороге! Возможно нужный ориентир чуть дальше, а это просто "замануха" не отмеченная в карте. :)
  7. Нашли КП, перевернули пачку – там карнет, сверили номер КП (на местности!) с номером клетки – поставили отметку, подряд номера в карнете или нет – пофиг, главное что вы сейчас на нужном именно вам по порядку КП.
  8. Все отлично, мчимся дальше, но не расслабляемся. :))
  9. Не забываем про дополнительные КП в стороне от маршрута (если нужны), а то потом еще и возвращаться придется.
  10. И так далее, до финиша. При выборе ориентиров для захода на КП отдавать предпочтение максимально простому пути в плане ориентирования, даже если он будет длиннее по расстоянию, не стоит забывать еще и о том, что по хорошей дороге и с очевидным ориентированием ваш пилот выдаст большую скорость, нежели по просекам/вырубкам, а это в итоге тоже плюс.
  11. Не стоит гонятся за остальными участниками, выбирайте свой путь и свой алгоритм поиска КП, а если ваши пути начнут совпадать с путями лидеров – значит у вас начинает получаться все правильно!
Свободное ориентирование по карте (в частности ночное).
 
  1. Получив карту – охватить взглядом все КП, желательно сосчитать (кол-во как правило известно заранее), дабы не зевнуть чего в стороне от общего скопления точек.
  2. Найти себя, сориентироваться по сторонам света. Найти точку финиша!
  3. Самое главное!!! В последние секунды перед стартом успеть спланировать последовательность взятия КП, потом будет поздно!
    • По возможности не надо ехать туда, где КП расположены гуще всего, там (и по пути туда) будет давка. Вам конечно будет проще найти первые точки, потому как в толпе они будут попросту моментально рассекречены (хоть один экипаж да найдет, а остальные просто увидят), но во первых вы не получите уверенности в своих силах, если найдете точку не сами, а во вторых не будете иметь собственного четкого плана, инстинктивно увязавшись за толпой.
    • Охватив взглядом карту, нужно выбрать алгоритм "от меньшего – к большему", а не наоборот. В идеале (если старт и финиш в одном месте) – по кругу (собираем все точки разумеется). Если в разных местах – логичную цепочку.
    • Первую точку круга выбираем желательно вообще не из группы, идеально – если она одна и в стороне (к ней мало кто поедет), но чтобы с нее был логичный путь к следующей и т.д.
  4. Сообщаем пилоту куда и как поедем в первый момент (если старт одновременный и он должен успеть вырваться вперед в нужном направлении!). Иногда логично и наиболее удобно стартовать из общего ряда назад, т.е. задним ходом. :))
  5. Стартуем.
  6. Выходим на КП (не забываем про "заманухи" с похожим ориентиром, но не тем который нужен), берем КП и мчимся дальше (не забываем заранее, еще при подходе к КП, сообщить пилоту в какую сторону мчимся дальше).
  7. При построении маршрута к следующим КП стараться выбирать (особенно на ночной гонке!) перекрестки типа "Т-шка" или "упор". Грубо говоря, если есть путь "сейчас прямо, потом налево, через какое-то время будет ветка слева – там КП" и "сейчас налево, потом Т-шка направо, потом до Т-шки – там КП", то лучше конечно выбирать второй вариант, даже если он длиннее по расстоянию. На поиски нужной отворотки налево (а их там банально может быть больше одной, указанной на карте) можно потратить значительно больше времени, чем на более длинный путь.
  8. При удачно выстроенном алгоритме выхода на КП и очередности их взятия, вы быстро окажетесь далеко впереди. На последней ночной гонке в Лопатинских карьерах нам потребовалось что-то около 50 минут на сбор всех 14 точек, при норме времени в 1,5 часа (к сожалению Дима не отсекал секундомером время, только очередность финиша, а зря…). ЗЫ: Если вдруг у кого есть снимок карты ночной гонки, могу показать, как, и по каким дорожкам мы ехали, пока в памяти еще свежо (экипаж 44). :))


Ну и еще очень полезно знать и учитывать особенности конкретного организатора. В частности у Димы (CrazyShturman) очень часто совсем не бьется масштаб, как на общей карте так и на подробных картинках КП, так что пытаться по его карте прикидывать расстояние – почти бесполезное занятие, только если приблизительно, типа "тут примерно в два раза дальше чем вот тут", а сколько это будет в метрах – фиг его знает… То же самое касается азимутов, расхождение реального азимута движения с азимутом на его карте могут достигать довольно больших значений, но в целом направление будет похожим (типа "приблизительно на юг"). Зато локальные ориентиры у него прописаны как правило очень хорошо, и если вы приехали на перекресток где в карте четыре дороги и еще одна примыкает по касательной, а в реальности ее нет, значит это попросту не тот перекресток, даже если все остальное в точности похоже. :)))