Много вопросов возникает при осмотре величественных храмов и соборов г.Санкт-Петербург. Много информации и размышлений. Бюст Монферрана, отделка Исаакиевского собора, его колонны, Казанский собор и его колонны, Александрийский столб, Баболовская ванна, Колыванская ваза, Атланты и многие другие невероятные свидетельства работ по камню. Все это объединяет собой период 1800-1850 год. И все это умение по обработке камня также внезапно исчезло как и появилось.

Но было ли то хваленое русское мастерство по работе с камнем? Мой друг кинул мне пару ссылок с ключевыми словами, благодаря которым открылся целый пласт истории, которая почему-то скрыта от российского интернета. Т.е. информация не секретная и вполне понятная, но ее всячески избегают именно у нас. После некорого изучения фактов и сопоставления с имеющимися размышлениями у меня окончательно сложилось мнение - а как сделали все то гранитное, в том числе и ступени из Петровского Дока, про которые я думал почти все время после поездки.

Сначала я повторю те, в основном чужие размышления (с которыми я согласен). Они пестрят на страницах интернета уже много лет и я отобрал лишь небольшую часть, которые позволят наглядно развить идею.

Бюст Монферрана

По преданию историков его создал Фолетти Антон Егорович в 1850г. из мусора остатков строительства Исаакиевского собора а именно: " вытесал из белого каррарского мрамора, волосы - из серого мрамора «бардиллио», мундир - из серого гранита, воротник мундира - из аспидного сланца, плащ - из шокшинского малинового кварцита, орденскую ленту - из зелёного мрамора, а ордена - из жёлтого сиенского мрамора и малинового кварцита. Постаментом бюста послужил розовый тивдийский мрамор."





Фолетти Егорович, да...У меня лично диссонанс возникает при одной только фамилии. Более того, такой талантливый художник и мастер экстракласса (исходя из того как сделан бюст), а такая "никакая" биография, почитайте сами:

"Ученик Императорской Академии Художеств, он занимался в ней под руководством профессора Витали и за свои работы получил награды: 2-ю серебряную медаль — 27 сентября 1849 г. за бюст архитектора Монферрана (бывший на академической выставке 1849 г. в гипсовой отливке, а в 1850 г. сделанный уже из разноцветных мраморов); 1-ую серебряную медаль — 23 декабря 1852 г. за лепку с натуры (бюст профессора Витали, находящийся в Академии Художеств), и 2-ю золотую — 24 сентября 1853 г. за исполненную по программе статую в рост "отдыхающего Адониса", после чего возведен был 28 сент. 1859 г. в звание художника 14-го класса. "Сборн. матер. для истор. Имп. Акад. Худ." Петрова, т. III, и "Указатель" к нему Юндолова."

А вы знали, что яндекс знает только чуть более 60 упоминаний на весь рунет? А может и небыло никакого Фолетти, ну который Егорыч? Но это все неважно, важно то - а как это все держится вместе, раз использовался такой разнородный материал? Клей момент еще не изобрели. Так тогда как это сделано? Мне интересно послушать уже экскурсовода.

А теперь разгоняемся и вспоминаем, что отмечено неоднократно:

В статье http://sibved.livejournal.com/131938.html?thread=1505122 колонны Казанского собора (1811 год постройки) не имеют следов обработки. Сделаны из Пудостского камня.

И как будто скалывается "гранитная"штукатурка

Внутренние колонны из серого полированного гранита

Из статьи http://sibved.livejournal.com/131819.html

Атланты Эрмитажа имеют невероятную деталировку и качество исполнения, тоже полированный гранит (1840 год исполнения). И где-то там же в комментариях были фото как сейчас Атланты дали трещину

Александрийская колонна (1834). Тут вопросы, как такую тяжеленную колонну вообще смогли доставить до места устаовки (не говоря уже о самом моменте установки)

Исаакиевский собор с его колоннами (Построен в 1818—1858 годы) из http://sibved.livejournal.com/185868.html - фото отсюда





Все нестыковки с офиц.историей очень подробно описано на таких ресурсах как kramola.info, sibved.livejournal.com, kadykchanskiy.livejournal.com. Да много где. Информации вагон и маленькая тележечка. У меня нет цели скопировать сюда все выкладки, которые сделали уже многие до меня.

А ларчик просто открывался.

Несмотря на заметку о геополимерах, взять хотя бы http://sibved.livejournal.com/73527.htm - это нисколько не объясняет, а как же построили все те гранитные чудеса. Мы видим, что был действительно взлет гранитного искусства. Но это не так.

Оказывается в Англии еще с середины 18 века во всю шло развитие технологий производства искусственного камня. Т.е. изобретались рецепты жидкого полимера, который при затвердевании мог имитировать любой вид природного камня. Более того с начала 19 века пошел бурный рост изобретательства "клея" для блоков, т.е. по сути межшовного материала. Как сейчас цемент промеж кирпичей. Но в 19 веке все было куда изобретательнее - там речь шла о бесцветных, упругих, супертонких, имитирующих основу блока . Уйма клеев! Но вернемся к камням.

Там шло реально соревнование, у кого камень получался лучше, прочнее, ярче и конечно выигрывал тот у кого конечный материал был дешевле. Там конечно тьма рецептов, но есть оказывается всего 2 основных, которые и произвели революцию мире искусственного камня. Самые популярные и массовые.

Камень Коада (Coade stone).

Уникальный искусственный полимерный камень, который просто потрясает воображение!
Изобрела рецепт Элеонор Коада (родилась в 1733 году) в 1769 году. Отличие этого камня состоит в том, что он не содержит цементных присадок. Сама она называла свой камень как "дважды обоженный" или "обжиг с двух сторон". Т.е. по сути это была прочная керамика, которая могла держать нагрузку и быть устойчива к погодным явлениям. Его можно было окрашивать в любой цвет радуги от темно серого до ярко желтого. Он практически идентичен на вид мрамору. Этот искусственный камень производился до 1840-х годов, после чего умер последний приемник секрета производства камня. Настоящий секрет производства так и не разгадан до сих пор.

Дело мадам Коад было очень прибыльным и популярным. У нее был свой выставочный зал. Ее заказчиками были короли и королевы. По сути она произвела революцию в изготовлении полимера!

Основным родом деятельности было изготовление статуй, ваз, бюстов  - в общем разные украшательства. Одним из ярких примеров работ с камнем Coade являются львы на Вестминстерском мосту (Westminster Bridge) 1837г.

И вы знаете, никто не скрывает что это из искусственного камня!

Или памятник Мельпомене 1809 год в Ковен Гардене

А помните наших львов , что «Дом со львами» (дом Лобанова-Ростовского), работы неких «Triscorni F. In Garrara, 1810»





А сколько вообще в Питере "мраморных львов" http://artmart.su/91-lvi_peterburga.html !

По мне, так очевидно, что все это сделано из камня Coade, за рубежом и стоимость его на момент изготовления была невысока.

Вот, к примеру памятник Георгу 3 (точнее часть памятника) 1810 г - тоже Коад. Просто потрясающе, учитывая, что статуя была размером 15 футов (4,5 метра! )

Или Father Thames - тоже ее работа

А вот так выглядела в 1806 году мадам Коад. И не скажешь, что изобретательница.

Я сознательно опускаю технические особенности произвидства таких скульптур. Т.к. это национальное достояние Англии, то конечно большинство текстов находятся в британском интернете. Информации море - кто хочет узнать подробности про эту даму - уже знает что забивать в поиск. Но советую сначала почитать http://www.british-history.ac.uk/survey-london/vol23/pp58-61

Там же кстати упоминается, что здание Royal Society of Arts building in the Adelphi уже более 150 лет стоит себе и ничего не случается. А лев на мосту склеен из двух частей почти незаметно.

К сожалению большинство фотографий творения мадам Коад почти недоступно из нашего сектора интернета. Так, что если кто найдет какие ее художества - было бы интересно посмотреть. Особенно из английских дворцов.

А теперь снова вспомним бюст Монферрана и Колыванскую вазу.

Портленд-цемент был изобретен в 1824 , что открывало новую эру в изготовлении блоков любой формы.


Но самым прорывным в истории 19 века было изобретение камня "Виктория". Его запатентовали в 1868г, но рецепт был известен с 1820-х годов, по сути как только было что-то понятно с цементом, его сразу стали мешать с гранитом. Мне кажется, что такое название этот полимер получил только из уважения к старушке королеве Виктории, которая как раз тогда правила.

По сути это паста из цемента (портлендского) и измельченого гранита. Который замешивали специальным образом с добавками. Оставляли на несколько дней в форме. Потом окаменевшее изделие еще несколько дней держали в растворе с "содой". После чего изделие считалось готовым. Гранит добывали из огромного (уже теперь) карьера Mountsorrel Quarry





https://www.google.ru/maps/search/Mountsorrel+Quarry/@52.7280153,-1.1672436,1756m/data=!3m1!1e3?hl=ru
Уже к 1860-м годам из карьера добывали миллионы тонн гранита, перерабатывали его в "пудру" и делали Виктория Камень в любой форме, развозя все это хозяйство по железной дороге.

Поэтому отличительной особенностью изделий камня Виктория - розовый (красный) гранитный вид.
Из карьера Guersney добывали серо-голубой гранит. Соответственно камень получался синевато-серым, либо серым.

Также он позволял окрашивать его в разные цвета (в основном темные). Но суть оставалась таже - изделие из этого полимера выглядело как гранит.

Камень этот был признан как очень устойчивым к морской воде, слабо истираем, невосприимчив к городским условиям эксплуатации. Очень прочный. Из него делались (отливались) лестницы, портики, блоки фасадов, брусчатка, просто блоки нужного размера и т.п. и т.д и да, колонны тоже.

Ключевым моментом для этого камня было то, что он со временем только увеличивал прочность (как бетон сейчас). О чем было сделано много исследований.

Механизация труда буквально рванула с 30-х годов в Англиии, там во всю трудились машины по производству блоков из этого полимера.

Есть упоминание, что в жидком состоянии (видимо от способа замеса первоначальной смеси), этот полимер мог находится до 1 недели.

Ну, а теперь, что же я думаю насчет всего этого.

А думается вот что. Огюст Монферран (кто бы он ни был) прекрасно знал все эти технологии и по сути вовремя подсуетился со своим проектом Исаакиевского Собора, Александрийской Колонны и прочее. Т.е. все эти соборы - по сути проекты государственного значения, а значит на этом можно заработать. Так как еще со времен Петра1 на примере его дока есть четкие указания, что все усиленно воровали на таких масштабных стройках http://www.off-travel.ru/otchety/zametki-na-polyakh/144-biografy-lyuberasa-tozhe-ne-byli-v-kurse-kak-stroilsya-petrovskij-dok . Думается, что и стройку собора не обошло это. Это тоже был распильный проект, но более изящный.

Монферран оставил множество литографий о том как он строил, как много камня, как трудно обрабатывать гранит, как все это тяжело. т.е. по сути он подготовил презентацию царю, дабы показать, что ни грамма денег не прошло мимо кассы - все же 40 лет "строил". Какая стройка, такие и отчеты. Сам же Огюст, усиленно скрывал настоящее положение вещей. Я просто уверен, что колонны Исаакия он заказывал в Англии, чтоб ему отлили нужного размера колонны. Они много дешевле и самое главное выглядят отлично. Т.к. колонны весьма большие, то, скорее всего, и сроки изготовления были весьма долгие. И видимая слоистость показывает, что такой объем полимера не могли залить зараз, а подливали постепенно, что логично. Также, товарищ Огюст 100% знал о камне Коад. Он мог заказывать у нее элементы отделки соборов. Также, используя камень Коад могла происходить инкрустация , картинка из http://nemez-06.livejournal.com/624981.html?page=1

Все колонные привозились на кораблях. И легенда гласила что из под Выборга. Но кто проверял, что не из Англии плыли? ))

История с Александрийском столбом уже не кажется невероятной. Его могли отлилить от и до из искусственного камня Виктория. Как такое могло произойти на глазах у всех? А вы видели, что даже на гравюрах все в лесах и черт ногу сломит - что же там происходит по настоящему. Сейчас тоже строительные леса хорошо скрывают все от глаз. Я не беру сейчас многие другие нестыковки в литографиях и гравюрах (античные остатки) - это сейчас не к месту.

Монферран всячески экономил, а точнее пользовался инновационными материалами во благо себе. Т.е. по сути - то была стройка на российские деньги, а кормились с них западные партнеры. На дворе 2015 год  - ничего не поменялось кстати.

"Штукатурка" гранитная в Казанском Соборе отваливается со стен и понятно почему. Приложил руку Монферран. Ведь до 1829 он что-то там отделывал. Думается, что он скрывал отлитые колонны из цемента под слоем штукатурки под гранит. Но, видимо его поставщики секретного рецепта подвели и спустя 150 лет вся эта искусственная история начинается сыпаться. Или у нее таков запас прочности.

Не все конечно сделано из искусственного камня, но думается бОльшая часть. И конечно бюст Монферрана - чистой воды Коада камень. По другому никак не объяснить. И скорее всего сам Монферран себе его сделал (точнее заказал в Англии), а мифический Фолетти Егорыч его откопал в запасниках.

Атланты - чистой воды Коада камень. Про львов ясно все мне.

Баболовская ванна





Сделана в 20-е годы. Выглядит как гранит, так это и есть камень "Виктория". Отлитая ванная. Ничего особенного - технологии уже были.

Гранитные ванны, происхождение которых приписывают сходу древним инопланетянам из Тартарии (я утрирую конечно, но смысл ясен)

Их находят много. Про даты никто не пишет. Но я уверен, что это тоже 20-30 годы 19 века. Ее просто отлили из полимера "Виктория"

Ну и пресловутые ступеньки из Петровского Дока да и вообще все что там в доке

Тут для меня очевидно - камень "Виктория" (Victoria Artificial Stone). Made in England
Так что я нашел все ответы на свои вопросы. И, что ж, одной тайной стало меньше, увы. А точнее воспроизведен пробел в информированности. И думается что львиная часть изделий ( если не 100%) из розового гранита - это полимер Виктория, который легко угадывается теперь даже исходя из приведенных фотографий.

Тут мелькала у Чиспы, да и не только у него некоторая гравюра, где непонятная конструкция, которая похожа на опалубку колонны (строительство Казанского Собора)

Так я уже уверен, что да - так и лили цемент, потом штукатурили "гранитом". Уважаемый sibved , прислал мне еще пару интересных картин (за что ему большое спасибо!), выложу ту, которая относится в Исаакию

И да, штукатурка и еще раз штукатурка.

Так что нет особой загадки про эти каменные чудеса. Мы просто очень мало знаем об уровне западных технологий середины 18 и всего 19 века. А там она была очень развита.

И замечу, как только помер держатель тайны камня Коад - так в России больше никто ничего такого удивительного из скульптур не делал. Как только запатентовали камень Виктория - в России сразу закончилась эра строительства из "гранита". Все логично. Исчезли западные технологии и в России опять мужики могут только бороду чесать.

Не было расцвета Российской обработки гранита. Были западные технологии, купленные на наши деньги, путем откатов и распилов. Это было время действительно большой мистификации, но она заключалась в том, чтоб сохранить все секреты полимерного камня. Ведь вся история с искусственными камнями заканчивалась одинаково - умирал знающий человек и больше никто не мог повторить его рецепт.

Одним из последних ярких проявлений был некий японец Dr.Imori, который с 1960 по 1980 создал полимерный камень высочайшей пробы. Он создавал "подделки" под драгоценные камни. Он умер и никто не может воспроизвести все это.

У меня остается вопросы, но они относятся скорее к историкам.

Почему, зная какой расцвет произошел в Англии в плане полимерной продукции, наши историки сочиняют байку про бюст Монферрана? Почему вообще умалчивается факт такого расцвета? Ведь в западной истории никто ничего не скрывает. Там вещи называют своими именами! И читая факты строительства их дворцов, там прямо указывается, что такие прямоугольные блоки пилили, а вот такие сложные скульптуры сделали из полимера, самого лучшего на тот момент.

Может таким образом прививается величие к своей истории. Но позвольте - получается наоборот. Нас всех обманули. Нам говорили что мужик с бородой и топором мог обрабатывать гранит до идеального шара, а по факту он ничего не мог. И не было стремления у мужиков что-то делать ибо условия существования были скотскими, бесправными. Была элита, а было отребье. В то время как в Англии во всю работало патентное бюро, что защищало права на изобретения и у каждого был шанс разбогатеть. У нас патентное право не работает до сих пор!!! Мы уже с середины 18 века были на позициях отстающих.

Сейчас продолжается вся таже песня. Россия великая держава, но вот только смотрю я в японский монитор и стучу по китайской клавиатуре.